Mephisto Waltz No. 1, S.514
Среди любимых Ференцем Листом образов важное место занимают Фауст и Мефистофель. На драматической поэме Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» основана его «Фауст-симфония», связана с содержанием этого произведения и фортепианная Соната си минор. Композитор обращался не только к поэме Гёте, но и к другой, менее известной литературной обработке сюжета о Фаусте – драматической поэме Николауса Ленау, которая значительно отличается от одноименного произведения Гёте. Если у Гёте в центре внимания доктор Фауст с его вечным поиском истины, то Ленау в первую очередь обращает взор на Мефистофеля, который без особого труда подчиняет Фауста своей воле – зло торжествует безраздельно. Обращение композитора к такому произведению предполагало воплощение образов мрачных, саркастических.
В 1860 г. Ференц Лист создал два симфонических произведения, связанных с образами поэмы Ленау – «Мефисто-вальс» и «Ночное шествие». По прошествии многих лет композитор возвращается к этим образам, создавая еще два «Мефисто-вальса» и «Мефисто-польку». Первый из «Мефисто-вальсов» наиболее известен в фортепианной транскрипции, созданной самим Листом.
Программа «Мефисто-вальса» определена содержанием двух отрывков из «Фауста» Ленау. Фауст и Мефистофель беседуют возле кабачка, в котором крестьяне празднуют свадьбу. Внимание Фауста привлекает очаровательная девушка. Взяв инструмент у деревенского скрипача, дьявол принимается играть. Все танцуют, Фауст увлекает за собою приглянувшуюся ему девушку, но где бы они ни оказались – и на лугу, и в саду, и в лесу, где так сладко поют соловьи – повсюду их преследует пение дьявольской скрипки.
«Мефисто-вальс» начинается как жанровая картина: квинтовые созвучия во вступительном разделе изображают настройку инструментов деревенскими музыкантами. Начинается грубоватый, простодушный крестьянский танец с однообразным сопровождением, постепенным нарастанием динамики и темпа. Но вот в эту картину деревенского праздника вторгается фантастическое начало: угловатые интонации, тритоны и хроматические гармонии придают новой мелодии зловещий вид – это Мефистофель играет на скрипке. Третья тема – стремительная и легкая – перекликается с этюдами Листа. «Мефистофельская» тема вплетается в звучание вернувшегося деревенского танца, делая его все более возбужденным. В развитии своем он доходит до безудержной пляски, которая сметает даже повторяющуюся тему «скрипки Мефистофеля».
Воплощение саркастических, злых образов привлекло внимание Ференца Листа: около 1860 года он написал для оркестра «Два эпизода из „Фауста" Ленау — «Ночное шествие» и «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс»), Через двадцать лет он создал «Второй Мефисто-вальс» (для оркестра) и незадолго до смерти «Третий Мефисто-вальс» и «Мефисто-польку» (для фортепиано).
Первый «Мефисто-вальс» приобрел широчайшую популярность в авторской транскрипции для фортепиано. Это ярко реалистичная, программная по замыслу жанровая картина, в которую вплетаются также иные, фантастические мотивы.
(В программе, предпосланной этому произведению, соединены два стихотворных отрывка. Сначала идет диалог между Мефистофелем и Фаустом у окна деревенского кабачка, где происходит веселая свадебная пирушка. Фауст очарован крестьянской девушкой. Мефистофель берет скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой красавицу. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу, где сладострастно шепчутся деревья и поет соловей...)
Деревенские музыканты настраивают свои инструменты (дважды повторяется вступительный раздел, где благодаря наложению «пустых» квинт создаются терпкие гармонические сочетания). Новый раздел — грубоватый топорный танец, с «топчущейся» мелодией и неизменно повторяющимся сопровождением. Танец становится все более стремительным, звучание — мощным. Но прекращается деревенская пляска, и слышатся совсем иные звуки — вкрадчивые, влекущие, завораживающие: это Мефистофель играет на дьявольской скрипке. Странная, угловатая мелодия, с подчеркнутыми тритонами, неустойчивые, хроматизированные гармонии, обилие модуляций — все контрастирует с незатейливым деревенским вальсом. Неожиданно мелодия Мефистофеля обрывается, и возникает третья тема — легкая, воздушная, стремительная, напоминающая некоторые «фантастические» этюды Листа; она дважды прерывает развитие певучей темы, которая затем звучит еще более страстно и маняще.
Вновь повторяется простой деревенский вальс. Однако теперь в его спокойное течение вплетается сатанинский напев, и вальс приобретает возбужденный, беспокойный характер. Движение становится все безудержней. В последний раз слышится завораживающая мелодия Мефистофеля, сметаемая бешеной пляской.