Балет-пантомима — «Скарамуш» (по пьесе П. Кнудсена, ор. 71, 1913)
Для солистов, хора и оркестра
• Куллерво-симфония (ор. 7, 1892)
• Песня афинян (Atenarnes sеng, для хора мальчиков и муж. хора, септета труб и ударных, на текст Рюдберга, ор. 31, 1899)
Для оркестра
Симфонии:
• No 1 (e-moll, op. 39, 1898-99)
• No 2 (D-dur, op. 43, 1900-02)
• No 3 (C-dur, op. 52, 1904-07)
• No 4 (a-moll, op. 63, 1910-11)
• No 5 (Es-dur, op. 82, 1914-15, окончат. ред. 1919)
• No 6 (d-moll, op. 104, 1922-23)
• No 7 (C-dur, op. 105, 1924)
Cимфонические поэмы:
• Сага (En Saga, op. 9, 1892, окончат. ред. 1901)
• Весна (Vеrsеng, op. 16, 1894)
• Сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkaissarja, 4 легенды, ор. 22, 1893-96):
1. Лемминкяйнен и девушки на острове Саари (Lemminkainen ja Saaren neidot)
2. Лемминкяйнен в Туонеля (Lemminkainen Tuonelassa)
3. Туонельский лебедь (Tuonelan joutsen)
4. Возвращение Лемминкяйнена (Lemminkainen kotunpaluu)
• Финляндия (op. 26, 1899)
• Дриада (Skogszaet, op. 45, 1910)
• Дочь Севера (Pohjolan tytar, op. 49, 1906)
• Ночная скачка и восход солнца (Nattlig ritt och soluppgеng, op. 55, 1907)
• Бард (op. 64, 1913-14)
• Океаниды (op. 73, 1914)
• Тапиоля (Tapiola, op. 112, 1926)
• Любовная сюита для струнных, литавр и треугольника (Rakastava, op. 14, 1911; первоначальный вариант — для хора a cappella, 1893)
Для инструмента с оркестром
• концерт для скрипки (d-moll, op. 47, 1903, 2-я ред. 1905)
• 2 серенады (d-moll, op. 69 и g-moll, 1912, 1913)
• 6 юморесок (op. 87 и 89, 1917)
Струнный квартет «Внутренние голоса» (Voces intimae, d-moll, op. 56, 1909)
Для фортепиано
• соната (F-dur, op. 12, 1893)
• 3 сонатины (op. 67, 1912)
• цикл «Кюлликки» (Kyllikki, 3 лирические пьесы, op. 41, 1904)
• около 130 пьес, в т. ч. цикл 5 пьес (ор. 75, 1914)
Более 50 пьес для скрипки с фортепиано
Для голоса с оркестром
• Невесты паромщика (Koskenlaskijan morsiamet, op. 33, 1897)
• Дочери природы (Luonnotar, для сопрано и оркестра, ор. 70, 1913)
Около 100 песен с фортепиано
Оркестровые сочинения из музыки к спектаклям драматического театра и «живым картинам»
• Карелия (увертюра и орк. сюита, ор. 10 и 11, 1893)
• Исторические сцены I и II (ор. 25 и 66, 1899, 1912)
• Король Кристиан II (Kung Christian II, сюита, op. 27, 1898)
• Грустный вальс (Valse triste, из музыки к драме А. Ярнефельта «Смерть» — Kuolema, op. 44, 1903)
• Пеллеас и Мелизанда (сюита из музыки к драме М. Метерлинка, 1905)
• Белый, как лебедь (Svanevit, сюита из музыки к пьесе Ю. А. Стриндберга, 1909)
• Буря (Myrsky, по Шекспиру, 2 сюиты, 1930)
Литература:
Коптяев A., Финляндские впечатления, «Музыкальный мир», 1905, 18 июня; Энгель Ю., Финская музыка и Сибелиус, «Русские ведомости», 1907, 17 нояб.; Липаев И., Зимой и весной у Жана Сибелиуса, «РМГ», 1913, No 30-33; Письмо финского композитора Сибелиуса, «Советское искусство», 1945, 27 июля; Кабалевский Д., Встреча с Сибелиусом, там же, 1945, 7 дек.; Молчанов К., Неделя Сибелиуса, «СМ», 1953, No 9; Шапорин Ю., На родине Сибелиуса, там же, 1955, No 12; Бэлза И., Памяти Сибелиуса, там же, 1957, No 11; Александрова В., Бронфин Е., Ян Сибелиус, М., 1963; Ступель A., Ян Сибелиус, Л., 1963; Вачнадзе М., Ян Сибелиус, М., 1963; её же, Ян Сибелиус, Тб., 1965 (на груз. яз.); Нормет Л., Из путевого дневника, «СМ», 1965, No 1; Коженова И., О национальных особенностях симфонического творчества Я. Сибелиуса, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Энтелис Л., Ян Сибелиус, в его кн.: Силуэты композиторов XX века, Л., 1971; Flоdin К., Finska musiker, Hels., (1900); Newmarch R., Jean Sibelius, Lpz., (1906), L., 1945; Furuhjelm E., J. Sibelius, Borgе, 1916; Ekman К., Jean Sibelius, Hels., 1935, 1956; Frosterus S., Sibelius koordinater, в его кн.: Stеlеlderns janusansikte, Hels., 1935; Gray С., Sibelius: the symphonies, L., 1935; его же, Sibelius, L., 1931, 1945; Gray C., Jalas J., Sibeliuksen sinfoniat, Hels., (1945); Haapanen T., Der finnlandische Sinfoniker Jean Sibelius, «Deutsche Militarmusikerzeitung», 1936, No 58; Abraham G., Sibelius symphonic method, «Musical opinion», 1937/38; Sibelius. A symposium, ed. by G, Abraham, L., 1947, 1952; Torne В., Sibelius i narbild och samtal, L., 1937, Hels., 1945; Rоiha E., Die Symphonien von Jean Sibelius, Jyvaskyla, 1941, 1954; Tanzberger E., Die symphonischen Dichtungen von Jean Sibelius, Wurzburg, 1943, 1962; его же, Jean Sibelius als Symphoniker, в кн.: Kongress-Bericht Luneburg, 1950 Kassel — Basel (s. а.); Кrоhn I., Der Formenbau in den Symphonien von Jean Sibelius, (Hels., 1942); его же, Der Stimmungsgehalt der Symphonien von Jean Sibelius, Hels., 1945/1946; Hannikainen I., Sibelius and the development of Finnish music, L., 1948; Ringbom N.-E., Sibelius, Stockh., 1948; Jalas M., Jean Sibelius, Hels., (1952); Helasvuo v. , Sibelius and the music of Finland, (Hels.), 1952, 1957; Rаrmet S., Sibelius symfonier, Hels., 1955; Downes О., Sibelius the symphonist, N. Y., 1956; Santeri L., Nuori Sibelius, Porvoo, 1957; Tawaststjerna E., The pianoforte compositions of Sibelius, (Hels., 1957); его же, Jean Sibelius, v. 1–3, Hels., 1965–72; его жe, то же, Stockh., 1968; Johnson H. E., Jean Sibelius, The recorded music, Hels., 1957; его же, Jean Sibelius, N. Y., 1959; Vestdijk S., De symfonieлn van Jean Sibelius, Amst., 1962..
M. A. Сальберг-Вачнадзе
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.