Список сочинений Артюра Онеггера, даты и литература

Биография Онеггера
Творческий путь Онеггера

Оперы

• Юдифь (библейская драма, 1925, 2-я ред., 1936)
Антигона (лирическая трагедия, либр. Ж. Кокто по Софоклу, 1927, т-р «Де ла Монне», Брюссель)
• Орлёнок (L’aiglon, совм. с Ж. Ибером, по драме Э. Ростана, 1935, пост. 1937, Монте-Карло)

Балеты

• Правда — ложь (Vèritè — mensonge, балет марионеток, 1920, Париж)
• Скетинг-Ринг (Skating-Rink, шведский роликовый балет, 1921, пост. 1922, «Театр Елисейских полей», Париж)
• Фантазия (Phantasie, балет-скетч, 1922)
• Под водой (Sous-marine, 1924, пост. 1925, т-р «Опера комик», Париж)
• Роза из металла (Rose de mètal, 1928, Париж)
• Свадьба Амура и Психеи (Les noces d’Amour et Psychè, на темы «Французских сюит» Баха, 1930, Париж)
• Семирамида (балет-мелодрама, 1931, пост. 1933, «Гранд-Опера», Париж)
• Икар (1935, Париж)
• Белая птица улетела (Un oiseau blanc s’est envolè, для авиационного праздника, 1937, «Театр Елисейских полей», Париж)
• Песнь песней (Le cantique des cantiques, 1938, «Гранд-Опера», Париж)
• Рождение цвета (La naissance des couleurs, 1940, там же)
• Призыв гор (L’appel de la montagne, 1943, пост. 1945, там же)
• Шота Руставели (совм. с A. H. Черепниным, T. Харшаньи, 1945, Монте-Карло)
• Человек в шкуре леопарда (L’homme а la peau de lèopard, 1946)

Оперетты

• Приключения короля Позоля (Les aventures du roi Pausole, 1930, т-р «Буфф-Паризьен», Париж)
• Красотка из Мудона (La belle de Moudon, 1931, т-р «Жора», Мезьер)
• Малютки Кардиналь (Les petites Cardinal, совм. с Ж. Ибером, 1937, т-р «Буфф-Паризьен», Париж)

Сценические оратории

Царь Давид (Le roi David, по драме Р. Moракса, 1-я ред. — Симфонический псалом, 1921, т-р «Жора», Мезьер; 2-я ред. — драматическая оратория, 1923; 3-я ред. — опера-оратория, 1924, Париж)
• Амфион (мелодрама, 1929, пост. 1931, «Гранд-Опера», Париж)
оратория «Крики мира» (Cris du monde, 1931)
• драматическая оратория «Жанна д’Арк на костре» (Jeanne d’Arc au bucher, текст П. Клоделя, 1935, исп. 1938, Базель)
оратория «Пляска мертвых» (La danse des morts, текст Клоделя, 1938)
драматическая легенда «Никола из Флю» (Nicolas de Flue, 1939, пост. 1941, Невшатель)
• Рождественская кантата (Une cantate de Noel, на литургич. и нар. тексты, 1953)

Для оркестра

5 симфоний:
первая (1930)
вторая (1941)
Литургическая (Liturgique,1946)
Базельские удовольствия (Deliciae Basilienses, 1946)
симфония трёх ре (Di tre re, 1950)

• Прелюдия к драме «Аглавена и Селизетта» Метерлинка (Prèlude pour «Aglavaine et Sèlysette», 1917)
• Песнь Нигамона (Le chant de Nigamon, 1917)
• Сказание об играх мира (Le dit des jeux du monde, 1918), сюита Летняя пастораль (Pastorale d’ètè, 1920)
• мимическая симфония «Гораций-победитель» (Horace victorieux, 1921)
• Песнь радости (Chant de joie, 1923)
• Прелюдия к «Буре» Шекспира (Prèlude pour «La tempete», 1923)
Пасифик 231 (Pacific 231, 1923)
Регби (Rugby, 1928)
• Симфоническое движение No 3 (Mouvement symphonique No3, 1933)
• Сюита из музыки к фильму «Отверженные» («Les misèrables», 1934)
• Ноктюрн (1936)
• Серенада Анжелике (Sèrènade pour Angèlique, 1945)
• Архаическая сюита (Suite archaique, 1951)
• Монопартита (Monopartita, 1951)

Концерты с оркестром

• концертино для фортепиано (1924)
концерт для виолончели (1929)
• камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948)

Камерно-инструментальные ансамбли

• 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1918, 1919)
• соната для альта и фортепиано (1920)
• соната для виолончели и фортепиано (1920)
• сонатина для 2 скрипок (1920)
• сонатина для кларнета и фортепиано (1922)
• сонатина для скрипки и виолончели (1932)
• 3 струнных квартета (1917, 1935, 1937)
• Рапсодия для 2 флейт, кларнета и фортепиано ( 1917)
• Гимн для 10 струнных (1920)
• 3 контрапункта для малой флейты, гобоя, скрипки и виолончели (1922)
• Прелюд и блюз для квартета арф (1925)

Для фортепиано

• Скерцо, Юмореска, Adagio expressivo (1910)
• Токката и вариации (1916)
• 3 пьесы (Прелюдия, Посвящение Равелю, Hommage а Ravel, Танец, 1919)
• 7 пьес (1920)
• Сарабанда из альбома «Шести» (1920)
• Швейцарская тетрадь (Cahier Romand, 1923)
• Посвящение Русселю (Hommage а A. Rousell, 1928)
• Сюита (для 2 фортепиано, 1928)
• Прелюд, ариозо и фугетта на тему BACH (1932)
• Партита (для 2 фортепиано, 1940)
• 2 эскиза (1943)
• Воспоминание о Шопене (Souvenir de Chopm, 1947)

Для скрипки соло

• соната (1940)

Для органа

• фуга и хорал (1917)

Для флейты

• Танец козы (Danse de la chevre, 1919)

Романсы и песни, в т. ч.

на сл. Г. Аполлинера, П. Верлена, Ф. Жамма, Ж. Кокто, П. Клоделя, Ж. Лафорга, Р. Ронсара, А. Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора и др.

Музыка к спектаклям драматического театра

• Сказание об играх мира (П. Мераля, 1918)
• Пляска смерти (К. Ларронда, 1919)
• Новобрачные на Эйфелевой башне (Кокто, 1921)
• Саул (А. Жида, 1922)
• Антигона (Софокла — Кокто, 1922)
• Лилюли (Р. Роллана, 1923)
• Федра (Г. Д’Аннунцио, 1926)
• 14 июля (Р. Роллана; совм. с др. композиторами, 1936)
• Шёлковый башмачок (Клоделя, 1943)
• Карл Смелый (Р. Моракса, 1944)
• Прометей (Эсхила — А. Боннара, 1944)
• Гамлет (Шекспира — Жида, 1946)
• Эдип (Софокла — А. Обе, 1947)
• Осадное положение (А. Камю, 1948)
• С любовью не шутят (А. Мюссе, 1951)
• Эдип-царь (Софокла — Т. Мольньера, 1952)

Музыка для радио

• 12 ударов в полночь (Les 12 coups de minuit, К. Ларронда, радиомистерия для хора и оркестра, 1933)
• Радиопанорама (1935)
• Христофор Колумб (В. Aгe, радиооратория, 1940)
• Биения мира (Battements du monde, Aгe, 1944)
• Золотая голова (Tete d’or, Клоделя, 1948)
• Св. Франциск Ассизский (Aгe, 1949)
• Искупление Франсуа Вийона (Ж. Брюира, 1951)

Музыка к фильмам (35), в т. ч.

• «Преступление и наказание» (по Ф. М. Достоевскому)
• «Отверженные» (по В. Гюго)
• «Пигмалион» (по Б. Шоу)
• «Похищение» (по Ш. Ф. Рамю)
• «Капитан Фракас» (по Т. Готье)
• «Наполеон»
• «Полёт над Атлантикой»

Литературные сочинения:

• Incantation aux fossiles, Lausanne (1948)
• Je suis compositeur, (P., 1951) (русский перевод — Я — композитор, Л., 1963)
• Nachklang. Schriften, Photos. Dokumente, Z., (1957)

Основные даты жизни и деятельности

• 1892 — 10 III. В Гавре в семье коммерсанта, швейцарского подданного родился сын Артюр.
• 1901 — Самостоят. занятия музыкой, увлечение оперой, первые детские соч.
• 1905 — Начало занятий гармонией с церк. органистом Р. Ш. Мартеном; первые уроки игры на скрипке у Сантрея.
• 1909-11 — Пребывание в Цюрихе, занятия в консерватории с Ф. Хегаром.
• 1910 — Первая публикация соч. О. (фортепианные пьесы «Скерцо» «Юмореска», Adagio espressivo).
• 1911 Переезд в Париж, поступление в консерваторию Занятия в классах Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ш. М. Видора (композиция), В. д’Энди (оркестровка, дирижирование).
• 1914-16 — Служба в пограничных войсках Швейцарии.
• 1916 — Возвращение в Париж и возобновление занятий в консерватории.
• 1917 — Участие в коллективных «Концертах новой молодёжи» (проходили в т-ре «Вьё коломбье», ставшем центром парижской артистич. молодёжи, и в ряде вновь открытых конц. залов).
• 1920 — Организация творч. группы «Шестёрка».
• 1920-21 — Участие в создании коллективного балета-ревю «Новобрачные на Эйфелевой башне», сочинение музыки к пьесе «Царь Давид».
• 1923 — Исп. «Царя Давида» (2-я ред.) в виде оратории в Винтертуре (Швейцария).
• 1924 — Исп. «Царя Давида» (3-я ред.) в виде сценич. оперы-оратории в Париже.
• 1925 — Сочинение музыки к драме «Юдифь» (по заказу Р. Моракса для т-ра «Жора»), впоследствии переделанной в оперу.
• 1926 — Женитьба на Андре Ворабур (пианистке, композиторе).
• 1928 — Поездки в СССР (Ленинград), США и др. страны с концертами.
• 1929 — Работа с П. Валери над мелодрамой «Амфион».
• 1930 — Сочинение 1-й симфонии по заказу С. А. Кусевицкого к 50-леию Бостонского оркестра.
• 1931 — Премьера оратории «Крики мира» в Золотурне (Швейцария).
• 1935 — Вступление в Нар. муз. федерацию — Создание массовых песен, обработок нар. песен, участие в муз. оформлении коллективных спектаклей — Работа совм. с P. Клоделем над драм. ораторией «Жанна д’Арк на костре» и с С. Лифарем — над балетом «Икар».
• 1938 — Работа с Клоделем над ораторией «Пляска мертвых» — Премьера оратории «Жанна д’Арк на костре» в Базеле (роль Жанны исп. И. Рубинштейн).
• 1939 — Постановка драм. оратории «Жанна д’Арк на костре» в Орлеане, Париже и др. городах.
• 1940 — Исполнение по Радио Лозанны радиооперы «Христофор Колумб».
• 1941 — Патриотич. манифестация парижан во время исп. оратории «Пляска мертвых» (под упр. Ш. Мюнша в Парижской консерватории).
• 1942 — Празднование юбилейной «Недели Онеггера» в честь 50-летия композитора (исп. во дворце Шайо в Париже оратории «Жанна д’Арк на костре»).
• 1946 — Публицистич. деятельность. Сочинение 3-й и 4-й симфоний.
• 1953 — Последнее крупное произв — «Рождественская кантата», явившееся частью неосуществленного проекта Passionsspiel.
• 1955 — 27 XI. Смерть О. в Париже.

Литература:

Шнеерсон Г. М., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Ярустовский Б., Симфония о войне и мире, М., 1966; Раппопорт Л., Артур Онеггер, Л., 1967; её же, Некоторые особенности гармонии А. Онеггера, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Друмева К., Драматическая оратория А. Онеггера «Жанна д’Арк на костре», в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Сысоева Е., Некоторые вопросы симфонизма А. Онеггера, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; её же, Симфонии А. Онеггера, М., 1975; Павчинский С, Симфоническое творчество А. Онеггера, М., 1972; George A., A. Honegger, P., 1926; Gerard С, A. Honegger, (Brux., 1945); Bruyr J., Honegger et son oeuvre, P., (1947); Delannoy M., Honegger, P., (1953); Tappolet W., A. Honegger, Z., (1954), то же (Neuchatel, 1957); Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, ред. и вступ. ст. Г. Шнеерсона, М., 1966); Guilbert J., A. Honegger, P., (1959); Dumesnil R., Histoire de la musique, t. 5- La premiere moitie du XX-e siecle, P., 1960 (рус. пер. фрагментов — Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы «Шести», ред. и вступ. ст. М. Друскина, Л., 1964); Peschotte J., A. Honegger. L’homme et son oeuvre, P., 1966.

Л. Г. Раппопорт
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Список основных произведений

Музыкально-драматические произведения с пением. Оперы

• «Царь Давид», слова Р. Моракса
1-я ред. — драматический псалом (1921)
2-я ред. — симфонический псалом, драматическая оратория (1923)
3-я ред. — опера (1937)
• «Юдифь», слова Р. Моракса
1-я ред. — библейская драма (1925)
2-я ред. — драматическая оратория (1926)
3-я ред. — опера (1926)
• «Антигона», музыкальная трагедия, либретто Ж. Кокто по Софоклу (1927)
• «Амфион», мелодрама-пантомима, либретто П. Валери (1929)
• «Крики мира», сценическая оратория, слова Р. Бизе (1931)
• «Жанна д'Арк на костре», драматическая оратория, слова П. Клоде­ля (1935)
• «Орленок», опера (совместно с Ж. Ибером), либретто А. Кена по дра­ме Э. Ростана (1936)
• «Никола из Флю», драматическая легенда, слова Д. де Ружмона (1939)
• «Пляска мертвых», драматическая оратория, слова П. Клоделя по мотивам Г. Гольбейна и Библии (1939)

Оперетты

• «Приключения короля Позоля», либретто А. Вийеметца по роману П.Луиса (1930)
• «Красотка из Мудона», либретто Р. Моракса (1931)
• «Малютки Кардиналь» (совместно с Ж. Ибером), по роману Л.Алеви «Семья Кардиналь» (1937)

Балеты (всего 17)

• «Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Д. Мийо и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
• «Скетинг-ринг», роликовый балет, сценарий Р. Канудо (1921)
• «Подводная лодка» (1924)
• «Свадьба Амура и Психеи», на темы французских сюит Баха (1930)
• «Икар», сценарий С. Лифаря (1935)
• «Песнь песней», сценарий С. Лифаря и Г. Дуасси (1937)
• «Шота Руставели» (совместно с А. Н. Черепниным и Т. Харшаньи, 1945)
• «Витязь в тигровой шкуре» (1946)

Произведения для оркестра

• Первая симфония (1930)
• Вторая симфония, для струнного оркестра с трубой ad libitum (1941)
• Третья симфония (Литургическая, 1946)
• Четвертая симфония («Базельские удовольствия», 1946)
• Пятая симфония (Симфония трех ре, 1950)
• Прелюдия к драме М. Метерлинка «Аглавена и Селизетта» (1917)
• «Песнь Нигамона», сцены из индейской жизни; симфоническая поэма по роману Г. Эмара «Сурикет» (1917)
• «Летняя пастораль», сюита для камерного оркестра по мотивам сти­хотворения А. Рембо «Заря» (1920)
• «Гораций-победитель», мимическая симфония по Титу Ливию и П. Корнелю (1921)
• «Песнь радости» (1922)
• «Пасифик-231», симфоническое движение № 1 (1923)
• «Регби», симфоническое движение № 2 (1928)
• Симфоническое движение № 3 (1933)
• Старинная сюита (1951)
• Монопартита (1951)

Концерты

• Концертино для фортепиано с оркестром (1924)
• Концерт для виолончели с оркестром (1929)
• Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948)

Кантатно-ораториальные произведения

• Пасхальное песнопение для трех женских голосов, женского хора и оркестра (1918)
• «Пасха в Нью-Йорке», кантата для сопрано и струнного квартета на слова Б. Сандрара (1920)
• «Песнь песней», оратория (1926)
• «Песнь освобождения», кантата для баритона, хора и оркестра на слова Б. Циммера (1942)
• Рождественская кантата для баритона, двух хоров, органа и оркестра на литургические и народные тексты (1953)

Камерно-инструментальные произведения

• 3 струнных квартета (1917, 1934, 1937)
• Рапсодия для двух флейт, кларнета и фортепиано (1917)
• 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1918, 1919)
• Соната для альта и фортепиано (1920)
• Сонатина для двух скрипок (1920)
• Соната для виолончели и фортепиано (1920)
• Сонатина для кларнета и фортепиано (1922)
• Сонатина для скрипки и виолончели (1932)
• Пьесы для скрипки соло, флейты соло, «волн Мартено»

Произведения для клавишных инструментов

• «Посвящение Равелю» для фортепиано (1915)
• Токката и вариации для фортепиано (1916)
• «Посвящение Русселю» для фортепиано (1918)
• Прелюдия, ариозо и фугетта на тему BACH для фортепиано (1932)
• «Воспоминание о Шопене» для фортепиано (1947)
• Сюита для двух фортепиано (1928)
• Партита для двух фортепиано (1940)
• Фуга и хорал для органа (1917)

Романсы и песни для голоса и фортепиано

на слова Г. Аполлинера, П. Верлена, Ф. Жамма, Ж. Кокто, П. Клоде­ля, Ж. Лафорга, П. Ронсара, А. Фонтена, А. Чобанина, П. Фора и других поэтов

Музыка к драматическим спектаклям (всего около 30 постановок)

• «Притча об играх мира» П. Мераля (1918)
• «Пляска мертвых» Ш. Ларронда (1918)
• «Антигона» Софокла в переводе Ж. Кокто (1922)
• «Лилюли» Р. Роллана (1923)
• «Буря» В.Шекспира (1923)
• «Императрица на скалах» Сен-Жоржа де Буэлье (1925)
• «Федра» Г. д'Аннунцио (1926)
• «14 июля» Р. Роллана (совместно с Д. Мийо и др., 1936)
• «Свобода» М. Ростана (совместно с Д. Мийо и др.. 1937)
• «Прометей» Эсхила в переводе А. Боннара (1946)
• «Гамлет» В. Шекспира в переводе А. Жида (1946)
• «Эдип» Софокла в переводе А. Обэ (1947)
• «Осадное положение» А. Камю (1948)
• «С любовью не шутят» А. Мюссе (1951)

Музыка к радиопостановкам и для исполнения на радио

Музыка более чем к 40 кинофильмам, в том числе:

• «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому (1934),
• «Отверженные» по В. Гюго (1934)
• «Жанна д'Арк на костре» (1954)

Литературные произведения

• «Заклинание окаменелостей», сборник статей (1948)
• «Я — композитор» (совместно с Б. Гавоти, 1951)

Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама