Дебюсси. «Флейта Пана» («Сиринкс») для флейты соло

Syrinx, L. 129

Композитор
Год создания
1913
Жанр
Страна
Франция
Клод Дебюсси / Claude Debussy

Среди камерно-инструментальных сочинений Клода Дебюсси выделяется небольшая, но очень интересная пьеса для флейты соло под названием «Сиринкс». Такое заглавие отсылает к древнегреческому мифу о Пане – козлоногом боге лесов, пастушества и дикой природы, полюбившем нимфу по имени Сиринкс. Устрашившись уродливого облика Пана, красавица бросилась бежать, но путь ей преградила река. Тогда нимфа воззвала о помощи к речному богу, и тот обратил ее в тростник. Охваченный страстью Пан срезал тростинку, полагая, что Сиринкс скрылась внутри нее, но тростинка была пуста. И тогда Пан понял, что возлюбленная погибла от его руки, он собрал куски тростника, принялся целовать их, согревая дыханием – и полились божественные звуки. С тех пор Пан любил играть на созданном им инструменте, известном под названием флейта Пана или сиринкс. Такова античная легенда, которая… не имеет непосредственного отношения к пьесе Дебюсси.

Рождением пьесы «Сиринкс» Клод Дебюсси обязан дружбе с Габриэлем Муреем. Этот драматург и поэт желал, чтобы Дебюсси создал музыку к одной из его пьес, писатель и композитор не раз говорили об этом, но дальше разговоров дело не шло. Но вот в 1912 г. Мурей предложил Дебюсси написать к его пьесе «Психея» музыку, которая сопровождала бы балетную сцену смерти Пана.

Дебюсси создал музыкальный номер для солирующей флейты – ведь только одноголосная мелодия, по своей природе не допускающая никакого сопровождения, могла передать ту архаическую первозданность дикой природы, которая ассоциируется с образом Пана. Эта таинственная, причудливо развертывающаяся мелодия перекликается с флейтовым соло из «Послеполуденного отдыха фавна» и «Флейтой Пана» из «Песен Билитис». Она развивается настолько свободно, что композитор даже отказался от деления на такты.

Первым исполнителем пьесы стал флейтист Луи Флёри. Музыка Дебюсси сопровождала хореографическую сцену, которую исполняла при свечах танцовщица в белых одеждах, танцующая босиком. Названия «Сиринкс» Дебюсси этому произведению не давал – предположительно она именовалась «Пьеса для Психеи» (но точных данных нет, поскольку рукопись утрачена). Затем композитор дал ей заглавие «Флейта Пана», однако у него была еще одна пьеса с таким наименованием – в «Песнях Билитис». Ноты пьесы хранил у себя Луи Флёри, при жизни автора пьеса исполнялась еще одним флейтистом – Марселем Муазом.

Произведение было впервые опубликовано уже после смерти Клода Дебюсси – в 1927 г. Издатель Жан Жобер опасался, что из-за отсутствия тактовых черт потенциальные покупатели могут счесть произведение чрезмерно сложным, и расставил тактовые черты. Он же дал произведению новое название «Сиринкс – Флейта Пана», тем самым связав пьесу с легендой о Пане и Сиринкс. Впоследствии пьеса стала именоваться более кратко – «Сиринкс», и ныне исполняется под таким заглавием.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама