История зарубежной музыки, выпуск 6

Шестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хроно­логически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной му­зыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущест­венно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творчес­кие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки.

Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограничения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представле­ны композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И. Ф. Стра­винский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Компози­торы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску.

Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной му­зыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В. В. Смирнов) при участии профессора кафедры тео­рии музыки той же консерватории Р. Х. Лаула, а также профессора И. В. Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствозна­ния (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать мане­ру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами.

Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М. А. Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окон­чательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершен­ствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и кол­лектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.

Учебник для музыкальных вузов

Авторы учебника:
С. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ. Музыка Италии; Отторино Респиги; Ильдебрандо Пиццетти; Джан Франческо Малипьеро
Н. И. ДЕГТЯРЕВА. Музыка Австрии; Неовенская оперетта; Музыка Герма­нии (с использованием фрагментов текста И. В. Нестьева в раз­деле «Социально ангажированное искусство»)
А. К. КЕНИГСБЕРГ. Карл Орф
Л. Г. КОВНАЦКАЯ. Музыка Англии; Бенджамин Бриттен
Р. Х. ЛАУЛ. Арнольд Шёнберг; Альбан Берг; Антон Веберн
И. В. НЕСТЬЕВ. Курт Вайль; Ханс Эйслер; частично раздел «Социально ангажированное искусство» в очерке «Музыка Германии»
В. В. СМИРНОВ. Введение; Игорь Федорович Стравинский
И. С. ФЕДОСЕЕВ. Пауль Хиндемит
Г. Т. ФИЛЕНКО. Музыка Франции; Альбер Руссель; Артюр Онеггер; Дариюс Мийо; Франсис Пуленк

Редакционная коллегия:
Т. Э. ЦЫТОВИЧ, С. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, И. В. НЕСТЬЕВ, Г. Т. ФИЛЕНКО, В. В. СМИРНОВ. Н. И. ДЕГТЯРЕВА

Составление и общая редакция
В. В. СМИРНОВА

реклама