Шестой выпуск учебника по истории зарубежной музыки хронологически продолжает предыдущий, где речь шла о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. Данный выпуск охватывает в основном эпоху между двумя мировыми войнами (Первой, 1914— 1918, и Второй, 1939—1945). В нем рассматривается преимущественно творчество композиторов, которые впервые заявили о себе в 1910—1920-е годы, а впоследствии определяли развитие музыкально-исторического процесса. Естественно, что, прослеживая их творческие пути, в ряде случаев приходилось выходить за очерченные выше временные рамки.
Лимитированный объем учебника вызвал вынужденные ограничения в отборе освещаемого материала. В этом выпуске представлены композиторские школы Франции, Австрии, Германии, Италии, Англии. Особое место в учебнике, открывая его, занимает И. Ф. Стравинский: после «Весны священной» (1913) этот русский композитор прожил за рубежом более пятидесяти лет, и его искусство стало феноменом не только русской, но и западной культуры. Композиторы малых стран Центральной Европы (Венгрии, Чехословакии, Румынии, Польши и др.) отнесены к следующему выпуску.
Учебник создан коллективом кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории (заведующий кафедрой профессор В. В. Смирнов) при участии профессора кафедры теории музыки той же консерватории Р. Х. Лаула, а также профессора И. В. Нестьева, представлявшего не только Московскую консерваторию, но и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации). Редколлегия полагала, что при общности методических принципов нет смысла унифицировать манеру изложения авторов учебника. Поэтому главы учебника строятся не одинаково, а в зависимости от проблем, стоявших перед авторами.
Разработка плана учебника велась редактором-составителем в тесном сотрудничестве с профессором Т. Э. Цытович, возглавлявшей кафедру истории зарубежной музыки Московской консерватории. На этой же кафедре, впоследствии руководимой профессором М. А. Сапоновым, учебник прошел различные этапы рецензирования и окончательную апробацию. Всем коллегам, способствовавшим совершенствованию учебника, редактор-составитель приносит сердечную благодарность. Особую признательность редактор-составитель и коллектив авторов выражают редактору учебника А. В. Вульфсону.
Учебник для музыкальных вузов
Авторы учебника:
С. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ. Музыка Италии; Отторино Респиги; Ильдебрандо Пиццетти; Джан Франческо Малипьеро
Н. И. ДЕГТЯРЕВА. Музыка Австрии; Неовенская оперетта; Музыка Германии (с использованием фрагментов текста И. В. Нестьева в разделе «Социально ангажированное искусство»)
А. К. КЕНИГСБЕРГ. Карл Орф
Л. Г. КОВНАЦКАЯ. Музыка Англии; Бенджамин Бриттен
Р. Х. ЛАУЛ. Арнольд Шёнберг; Альбан Берг; Антон Веберн
И. В. НЕСТЬЕВ. Курт Вайль; Ханс Эйслер; частично раздел «Социально ангажированное искусство» в очерке «Музыка Германии»
В. В. СМИРНОВ. Введение; Игорь Федорович Стравинский
И. С. ФЕДОСЕЕВ. Пауль Хиндемит
Г. Т. ФИЛЕНКО. Музыка Франции; Альбер Руссель; Артюр Онеггер; Дариюс Мийо; Франсис Пуленк
Редакционная коллегия:
Т. Э. ЦЫТОВИЧ, С. Н. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, И. В. НЕСТЬЕВ, Г. Т. ФИЛЕНКО, В. В. СМИРНОВ. Н. И. ДЕГТЯРЕВА
Составление и общая редакция
В. В. СМИРНОВА