Violin Sonata No. 1 (D-dur), Op. 12 No. 1
Приехав на двадцать третьем году жизни в одну из столиц европейской музыкальной культуры — Вену, амбициозный провинциал Людвиг ван Бетховен начинает стремительно реализовывать свою идею покорения музыкальной и аристократической общественности. Довольно скоро ему удается завоевать славу блестящего пианиста-импровизатора, в обучение к которому мечтают попасть все венские придворные. Однако с признанием композиторского таланта дело обстоит куда сложнее — даже учитель Бетховена прославленный Йозеф Гайдн не всегда понимает «странных» музыкальных идей своего подопечного. Осознавая свою творческую непохожесть на всех окружающих его музыкантов, Бетховен придерживает многие свои только что написанные произведения от издателей: его первый официальный опус — 3 трио — относится лишь к 1795 году (к этому моменту молодой композитор уже не менее тринадцати лет целенаправленно занимается сочинением музыки).
Собственный взгляд на традицию камерного музицирования ощущается и в его первых произведениях для скрипки с фортепиано — трех сонатах соч. 12, которые Бетховен посвящает другому своему учителю, Антонио Сальери. Недоумевающие меломаны не обнаружили в этих сонатах никаких признаков камерной музыки XVIII века: милой сердцу кантилены, напоминающей об исполнительских традициях оперных примадонн и кастратов, изящных менуэтов и гавотов, наконец, самой атмосферы галантного светского общения, перенесенной на диалог фортепиано и солирующего инструмента. Вместо этого с первых же тактов первой сонаты дает о себе знать смелый бетховенский нрав и бескомпромиссность в трактовке технических и выразительных возможностей инструментов.
Екатерина Юсупова