Болонская школа — направление в итальянской музыке, сложившееся в Болонье во 2-й половине 17 в. Сыграло важную роль в формировании и развитии жанров инструментальной музыки: трио-сонаты, сольной сонаты и концерта.
Основоположник Болонской школы Дж. Б. Витали возвысил значение инстр. музыки, на нац. итал. основе обогатил её мелодику и формы, внёс вклад в развитие жанра сонаты. Виднейшие представители Болонской школы — М. Каццати (учитель Дж. Б. Витали), Дж. Б. Бассани, П. Дельи Антонии, Б. Лауренти, Дж. Альдровандини, Т. А. Витали и Дж. Торелли, авторы трио-сонат и сольных скрипичных сонат.
Торелли был в числе создателей концерта для скрипки с оркестром и особой формы орк. сонаты или симфонии для 4 и более голосов. В его сольных концертах и concerti grossi утверждается цикличность, осн. на чередовании контрастирующих темпов (быстро — медленно — быстро).
Расцвет Болонской школы связан с творчеством А. Корелли, одного из создателей классич. типа concerto grosso (в 70-х гг. 17 в. Корелли переселился в Рим). Развитие инструментальной музыки в Болонье проходило во взаимодействии с эволюцией других жанров; определённое влияние на становление концертного стиля в инструментальной музыке оказали характерные для Болонской школы оратория с текстом на простонародном языке и короткая «концертная месса» без саntus firmus для 3 голосов (без тенора) и струнных инструментов (М. Каццати, Дж. П. Колонна, Дж. А. Перти и др.).
Литература: Gaspаri G., La musica in San Petronio, Bologna, 1868–70; Wagner P., Die konzertierende Messe in Bologna, в кн.: Festschrift fur H. Kretschmar, Lpz., 1918; Frati L., Per la storia della musica in Bologna nel secolo XVII, «RMI», XXXII, 1925; Vatielli Fr., La scuola musicale bolognese, в кн.: Strenna storica bolognese, Bologna, 1928; Morini N., La R. Accademia filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Mishkin H. G., The solo violin sonata of the Bologna school, «MQ», XXIX, 1943.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.