Шопен. Два ноктюрна Op. 62

Nocturnes, Op. 62

Композитор
Год создания
1846
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Op. 62 No. 1, си мажор
Op. 62 No. 2, ми мажор

Ноктюрны ор. 62 (сочинены и опубликованы в 1846 году) крайне показательны в плане исчезновения поэтической непосредственности и устремленности, свойственных ранее этому жанру у Шопена; рассудительная самоуглубленность или надуманность и „изобретательность" становятся господствующими.

Ноктюрн H-dur. Насыщен вязкой, аморфной подголосочной полифонией. Тональные центры в тоническом соотношении (Н — As — Н). Приметна обычная для Шопена орнаментальная вариационность.

В ряде мест пленяет усталая, задумчивая нежность музыки. Из деталей отметим: статический септаккорд второй ступени H-dur (такт 1), столкновения (такт 14). В коде (последние 14 тактов) тематизм первой части (видоизмененный „степной" наигрыш) сочетается с ритмикой аккомпанемента средней части. Здесь же широкое и изысканное развитие плагальности (E-dur и e-moll), которая дает себя знать и в заключительных кадансах.

Ноктюрн E-dur. Столь же благородного стиля, как и предыдущий, но, пожалуй, с еще более выпуклыми чертами „неоклассицизма" и „академизма". В средней части элемент контраста (agitato) — некоторое возрождение старых принципов формы ноктюрна. Однако степенность, неторопливость, спокойная торжественность — вот главные черты мелоса (особенно характерны такты 32-36 с их плавным хоральным обыгрыванием тонической терции и сочным нонаккордом). Интонации утрачивают теплоту и тревожную страстность.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Ноктюрн 12.01.2011 в 12:01

рекомендуем


Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама