Чтение партитур

Категории словаря

\1) Процесс мысленного восприятия музыки, записанной в виде партитуры. В психологии понятие Ч. п. применяется в качестве определения горизонтально- вертикального охвата целой страницы текста.

\2) Практическая учебная дисциплина в муз. учебных заведениях. Её цель - развитие навыков мысленного чтения партитуры (симф., вок.-инстр., хоровой, для дух. оркестра, нар. оркестра, камерного ансамбля) и исполнения её на фп. Умение читать партитуры необходимо дирижёрам, композиторам, музыковедам. Для Ч. п. нужно разбираться в специфич. особенностях записи партитуры; таковы употребление ключей до, транспозиция, октавные перемещения в партиях нек-рых инструментов, нотация флажолетов на струн. инструментах; необходимо знать и правила чтения генерал-баса. Ряд трудностей связан с высотным размещением отдельных партий - перекрещиванием голосов, наличием дублировок. Ч. п. требует навыков в передаче партитурного текста на фп., т. е. умения аранжировать. Вспомогат. формой при овладении Ч. п. являются фп. переложение в письменном виде, анализ партитур. Практич. задача курса Ч. п. - приобретение навыков свободного Ч. п. Будучи одним из звеньев муз.-теоретич. образования, он имеет и более широкую цель: знакомство с симф. и оперной музыкой, с приёмами орк. письма разл. композиторов, с особенностями функционального строения партитур разл. стилей; Ч. п. развивает внутренний высотный и тембровый слух.

Литература: Пузыревский А. И., Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. Пособие для чтения партитур (курс обязательной инструментовки Санктпетербургской консерватории), М., 1908; Таранов Г., Курс чтения партитур, М.-Л., 1939; Аносов Н. П., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, ч. 1, М.-Л., 1951, то же на рум. яз. - Citirea partiturilor simfonice, Buc., 1963; Вольф О., Хрестоматия по чтению партитур, Л., 1958, доп. и испр. 1976; Готлиб М., Каабак Я., Макаров Е., Практический курс чтения партитур для духового оркестра, М., 1960; Лысань Г. A., Чтение партитур и инструментовка для духовых оркестров, М., 1961; Полтавцев И., Светозарова М., Курс чтения хоровых партитур, т. 1-2, М., 1964-65; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, вып. 1, М., 1966; Чайкин H., Курс чтения партитур для оркестров русских народных инструментов, вып. 1-2, М., 1966-67; Шпитальный П., Чтение симфонических партитур. Хрестоматия, вып. 1, М., 1970; Варелас С. A., Курс чтения партитур. Для учащихся музыкальных училищ и студентов консерваторий, Таш., 1974 (на узб. яз.); Коломиец A., Пащенко В., Тихова Э., Курс чтения хоровых партитур. Учебно-методическое пособие для музыкально- педагогических факультетов и отделов педагогических институтов и педагогических училищ, К., 1977; Riemann H., Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Gбl H., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1923, W. - L., (1950) (укр. пер. - Читання партитури, (К.), 1925, рус. пер. - Руководство к чтению партитур, Л., 1930); Кroуer Th., Der volkommene Partitur-Spieler, 1930; Hagel R.., Die Lehre von Partiturspiel, (Potsdam); Leschetizky Th., Anleitung zum Partiturlesen, W., 1941; Nбgy О., Partituraolvasбs. Partiturajбtйk, Bdpst, 1954; Creuzburg H., Partiturspiel. Ein Ьbungsbuch, Bd 1-4, Mainz, 1956-66; Jakobi Th., Die Kunst des Partiturspiels, В., 1957; Eben P., Burghauser J., Ctenн a hra partitur, Praha, 1960; Velehorschi A., Studiul transpozitiei, Buc., 1968; Bцlsche E., Schule des Partiturspiels, Bd 1, Lpz., s. a.; Reciter F., Praktisches Partiturspielen, Halle, 1951.

И. А. Барсова

реклама

вам может быть интересно

Спиричуэл Опера, вокал, пение
Ариозо Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Индийская музыка Национальные культуры
Библиотеки музыкальные Термины и понятия
Азербайджанская музыка Национальные культуры
Ксилофон Музыкальные инструменты
Драматургия балета Балет и танец
Челеста Музыкальные инструменты
Perpetuum mobile (перпетуум мобиле) Музыкальные жанры
Польский балет Балет и танец
Руны Термины и понятия
Ars antiqua, арс антиква Течения в искусстве

Реклама