франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis - ключ (отсюда клавиша) и cymbalum - цимбалы
Щипковый клавишный муз. инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итал. работы датируется 1521. К. произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма). Первоначально К. был четырёхугольной формы и напоминал по внешнему виду "свободный" клавикорд, в отличие от к-рого имел струны разной длины (каждой клавише соответствовала особая, настроенная в определённом тоне струна) и более сложный клавишный механизм. Струны К. приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера, укреплённого на стерженьке - толкачике. При нажатии клавиши толкачик, находящийся у её заднего конца, поднимался и перо зацеплялось за струну (позже вместо птичьего пера использовали кожаный плектр). Звук К. - блестящий, но мало певучий (отрывистый), не поддающийся значит. динамич. изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности К. применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), к-рые настраивались в унисон, октаву, а иногда и др. интервалы. С нач. 17 в. вместо жильных использовались металлич. струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн. В 17-18 вв. для придания К. динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), к-рые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.). Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На нек-рых К. для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (т.н. лютневая клавиатура). Внешне К. обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16-17 вв. выделялись по качеству звука и своему художеств, оформлению К. антверпенских мастеров Руккерсов.
Название "К." (во Франции; арпсихорд - в Англии, кильфлюгель - в Германии, клавичембало или сокращённо чембало - в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии). К. с вертикально расположенным корпусом - клавицитериум. К. применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.
Создателем виртуозного клавесинного стиля был итал. композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисл. произв. для К.); основатель франц. школы клавесинистов - Ж. Шамбоньер (популярны были его "Клавесинные пьесы", 2 кн., 1670). Среди франц. клавесинистов кон. 17-18 вв.- Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандриё. Франц. клавесинная музыка - иск-во утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократич. этикету. Деликатное и холодноватое звучание К. гармонировало с "хорошим тоном" избранного общества. У франц. клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра - характерная форма иск-ва рококо) были женские образы ("Пленительная", "Кокетливая", "Сумрачная", "Застенчивая", "Сестра Моника", "Флорентинка"Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллич. картинки крестьянского быта ("Жнецы", "Сборщицы винограда" Куперена), звукоподражательные миниатюры ("Курица", "Часы", "Щебетание" Куперена, "Кукушка" Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки - обилие мелодич. украшений. К кон. 18 в. произв. франц. клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. Интерес к франц. клавесинной музыке возродили импрессионисты, стремившиеся воскресить традиции Куперена, Рамо. Из исполнителей на К. в 20 в. выделялась польская клавесинистка В. Ландовска. Произв. франц. клавесинистов пропагандировали нек-рые сов. музыканты, в т. ч. Е. А. Бекман-Щербина, Н. И. Голубовская, Г. М. Коган (творчеству клавесинистов посвящен ряд его статей), Н. В. Отто. В СССР изданы 3 сб. пьес франц. клавесинистов (под ред. А. Н. Юровского). В сер. 20 в. возрождается интерес к К., в т.ч. в СССР. Создаются ансамбли, исполняющие старинную музыку, где в качестве одного из ведущих инструментов используется К.
Литература: Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.-Л., 1952; Друскин М. С., Клавирная музыка, Л., 1960.