Формализм

Эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при к-ром муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка.

Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".

Понятие Ф. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике.

Ю. В. Келдыш


Формализм в балете, как и в др. искусствах, - самодовлеющее формотворчество, лишённое содержания. В упадочном бурж. искусстве 20 в. Ф. развивается как следствие духовного опустошения и обесчеловечивания художеств. творчества, утраты искусством идеала и обществ. целей. Он выражается в отказе от языка классич. и нар. танца, от исторически сложившихся танц. форм, в культивировании уродливой пластики, в бессмысленных комбинациях движений, нарочито лишённых выразительности. Ф. развивается под флагом лженоваторства, его сторонники утверждают, что стремятся к обогащению формы. Однако форма, лишённая содержания, распадается, утрачивает человечность и красоту. Тенденции Ф. свойственны также тем произв., которые не порывают с традиц. танц. лексикой, но сводят смысл искусства к чистой "игре форм", к бессодержательному сочетанию элементов, к голой технике. Ф. в хореографии родствен таким явлениям упадочного модернистского искусства, как абстракционизм в живописи, театр абсурда и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Нотный стан Термины и понятия
Длительность Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Каденция Термины и понятия
Бриндизи Опера, вокал, пение
Жалейка Музыкальные инструменты
Милан Города
Концертино Термины и понятия
A la seconde, а ля згонд Балет и танец
Духовой оркестр Музыкальные инструменты
Куплет Опера, вокал, пение
Терцет Термины и понятия
Японская музыка Национальные культуры

Реклама