Формализм

Эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при к-ром муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка.

Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".

Понятие Ф. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике.

Ю. В. Келдыш


Формализм в балете, как и в др. искусствах, - самодовлеющее формотворчество, лишённое содержания. В упадочном бурж. искусстве 20 в. Ф. развивается как следствие духовного опустошения и обесчеловечивания художеств. творчества, утраты искусством идеала и обществ. целей. Он выражается в отказе от языка классич. и нар. танца, от исторически сложившихся танц. форм, в культивировании уродливой пластики, в бессмысленных комбинациях движений, нарочито лишённых выразительности. Ф. развивается под флагом лженоваторства, его сторонники утверждают, что стремятся к обогащению формы. Однако форма, лишённая содержания, распадается, утрачивает человечность и красоту. Тенденции Ф. свойственны также тем произв., которые не порывают с традиц. танц. лексикой, но сводят смысл искусства к чистой "игре форм", к бессодержательному сочетанию элементов, к голой технике. Ф. в хореографии родствен таким явлениям упадочного модернистского искусства, как абстракционизм в живописи, театр абсурда и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Австрийская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Барабан Музыкальные инструменты
Оперетта Музыкальные жанры
Гопак Музыкальные жанры
Отклонение Термины и понятия
Вальс Музыкальные жанры
Sforzando, сфорцандо Термины и понятия
Аффектов теория Термины и понятия
Увертюра Термины и понятия
Французский балет Балет и танец
Шведский балет Балет и танец

Реклама

Категории словаря

термины и понятия, балет и танец

просмотры: 6586
добавлено: 12.01.2011