Эфы

Категории словаря

Эфы — два резонаторных отверстия на верхней деке струнных смычковых музыкальных инструментов, имеющие форму строчной лат. буквы f («эф», отсюда название). Общие контуры Э. и угол их среза по отношению к своду и его основанию несколько различаются у инструментов итал., франц. и тирольских мастеров. Ширина прорези влияет на характер тона инструмента. По деталям отделки Э. определяется принадлежность мастера к той или иной школе.

Красотой Э. славились инструменты работы виднейших итал. мастеров. Мастера 16 — нач. 17 вв. А. Амати, Г. да Сало и Дж. П. Маджини располагали Э. почти параллельно; Э. были длинные, прямые, готич. стиля очертаний. Позднее мастера семьи Амати делали их более узкими; славились Э. в работах Н. Амати (сер. 17 в.). Близки к ним Э. инструментов А. Страдивари. Э. на инструментах Дж. (И.) Гварнери дель Джезу (1-я пол. 18 в.) — не совсем правильной формы, более длинные и угловатые; П. Гварнери (сер. 17 — нач. 18 вв.) делал их округлыми. Совершенством исполнения отличались также Э. франц. мастеров Ф. Л. Люпо и Ж. Б. Вильома.

Литература: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Vannes R., Essai d’un dictionnaire universel des luthiers, P., 1932, под назв.: Dictionnaire universel des luthiers, (t. 1)-2, Brux., 1951–59; Malusi L., Il violoncello, Padova, 1972, p. 121.

Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Музыковед Термины и понятия
Война буффонов Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Хельсинки музыкальный Национальные культуры
Казань музыкальная Национальные культуры
Клавикорд Музыкальные инструменты
Чембало Музыкальные инструменты
Гамма Теория музыки
Grave, граве Теория музыки
Effacee, эффасё Балет и танец
Югославская музыка Национальные культуры
Двухчастная форма Теория музыки
Чтение партитур Термины и понятия

Реклама