Список сочинений Равеля →
Творческий портрет Равеля →
Черты творческого облика Равеля →
Фортепианное творчество Равеля →
Равель (Ravel) Морис Жозеф (7 III 1875, Сибур, департамент Атлантические Пиренеи — 28 XII 1937, Париж) — французский композитор. Почётный доктор Оксфордского ун-та (1928). Отец Равеля — Пьер Жозеф Равель — выходец из Швейцарии, мать — испано-баскского происхождения. С 7 лет обучался игре на фп., с 1887 — также гармонии, контрапункту, композиции у Ш. Рене. В 1889 Равель поступил в Парижскую консерваторию (окончил в 1905), где занимался у Антиома, позже у Ш. В. де Берио (классы фп.), Э. Пессара (класс гармонии), А. Жедальжа (класс контрапункта), Г. Форе (класс композиции). В консерваторские годы Равель увлекался музыкой Р. Шумана, Ф. Шопена, К. М. Вебера, Ф. Листа, с сер. 1890-х гг. — Э. Шабрие и Э. Сати, влияние к-рых заметно в соч. этих лет. Большое значение для Равеля имело знакомство с русской музыкой (Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин). На формирование его эстетич. вкусов оказали воздействие поэтич. «вторники» С. Малларме, вечера в салонах у Сен-Марсо и Е. де Полиньяк. Равеля отличала широта интересов. Он изучал франц. живопись (восхищался импрессионистами), лит-ру (не только модную в те времена символистскую поэзию, но и классику), япон. иск-во, труды философов-просветителей 18 в. — Э. Б. де Кондильяка и Д. Дидро.
Первым опубликованным сочинением Равеля был «Античный менуэт» для фп. (1895), в к-ром, несмотря на нек-рые влияния, кристаллизуется индивидуальный стиль композитора.
Начиная с 1901 Равель трижды безуспешно участвовал в конкурсе на Рим. пр. (в 1901 ему была присуждена только 2-я пр.).
1905-14 — период наиболее интенсивной творч. деятельности Р. В эти годы созданы фп. циклы «Отражения» (1905) и «Ночной Гаспар» (1908) — одна из вершин фп. музыки 20 в., сонатина для фп. (1905), «Интродукция и Allegro» для арфы, струн. квартета, флейты и кларнета (1906), вок. цикл «Естественные истории» (1906), «Испанская рапсодия» для оркестра (1907), опера «Испанский час» (1907) и др. соч. По заказу С. П. Дягилева Р. написал балет «Дафнис и Хлоя» (на либр. M. M. Фокина, 1912), музыка к-рого получила высокую оценку критики. В том же году были пост. ещё 2 балета Р.: «Сон Флорины» (на основе детской сюиты для фп. в 4 руки «Матушка-гусыня», 1908) и «Аделаида, или Язык цветов» (для этого балета Р. оркестровал фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы», 1911). К 1913 относится увлечённая работа Р. над баскским фольклором. В 1914 закончил фп. трио a-moll, в к-ром ощущается баскский (и шире — испанский) колорит.
Во время 1-й мировой войны 1914-18, несмотря на освобождение от воинской повинности, Р. добровольцем вступил в действующую армию (вначале работал в госпитале, затем был шофёром грузовика Красного Креста). Весной 1917 из-за болезни был демобилизован. В 1917 он закончил фп. сюиту «Гробница Куперена», явившуюся, по словам Р., «данью уважения не только Куперену, но и всей французской музыке 18 века». Сюита посв. друзьям Р., погибшим во время войны. Это соч. открывало новый период деятельности Р. В послевоенные годы созданы его выдающиеся произв. — хореографич. поэма «Вальс» (1920) и «Болеро» (1928) для оркестра. Среди соч. 1920-30-х гг. — опера «Дитя и волшебство» (1925), рапсодия «Цыганка» (1924) и соната (1927) для скрипки с фп., «Мадагаскарские песни» (для голоса, флейты, виолончели и фп., 1926), 2 концерта для фп. с оркестром (1931); он оркестровал «Картинки с выставки» Мусоргского, выразив горячую любовь к музыке рус. композитора. В 20-е гг. Р. много выступал как пианист и дирижёр — в Амстердаме, Венеции, Вене, Будапеште, Лондоне и др. европ. городах, а также в США и Канаде. Прогрессирующая болезнь (опухоль головного мозга) постепенно лишила Р. возможности сочинять. Последнее законч. его произв. — «Три песни Дон Кихота к Дульцинее» (1932).
Равель — один из крупнейших композиторов 1-й пол. 20 в. Он воспевал в своих произв. природу, «вечные идеалы» гармонии и красоты, почерпнутые из античности и эпохи Ренессанса, из сказок. Его образы всегда реальны и чужды абстрактной символики. Духовный дэндизм, ограничивая творч. кругозор Р., в то же время уберегал художника от буржуазного «царства пошлости». Ярко темпераментная музыка Р. отмечена чувством меры, сдержанностью выражения и известным интеллектуализмом.
Творчество Равеля претерпело сложную эволюцию от радостного восприятия мира, упоённости красотой в ранних соч. — к драматизму последних лет. Испытав влияние эстетики импрессионизма, Р. далеко вышел за её рамки. В его творчестве переплетались разл. эстетико-стилевые тенденции: классицистская, романтико- импрессионистская и неоклассицистская (в поздний период). Названия соч. Р. чётко ориентируют слушателя, а не только настраивают на некую гамму ощущений. Он тяготеет к рельефному тематизму, в к-ром ясно ощущаются нар. истоки, к чёткому построению произв., отдавая предпочтение сонатной форме (в ряде случаев с эпизодом вместо разработки). Интерес к фольклору (французскому, испанскому и др. стран) — одна из характерных особенностей творчества Р., впервые проявившаяся уже в фп. пьесе «Хабанера» (1895, позже включена в «Испанскую рапсодию»). Гибкость, пластичность мелодич. линий идут от особенностей франц. нар. мелоса. Велика роль Р. в обновлении франц. пианизма. В виртуозно-импрессионистской фп. пьесе «Игра воды» (1901) он создал, отталкиваясь от пианистич. достижений Ф. Листа (в частности, в его пьесе «Фонтаны виллы дЭсте»), новый тип фп. письма, к-рый был развит им впоследствии. Вместе с тем в фп. творчестве Р. устанавливается преемственность с франц. классиками 18 в. Муз. язык мн. произв. связан с испан. культурой: «Испанский час», «Испанская рапсодия», «Болеро». Опера «Испанский час» была задумана в традициях оперы-буффа (написана на почти неизменённый текст комедии М. Франк-Ноэна; прообразом оперы Р. признавал «Женитьбу» Мусоргского). Она построена на тончайшем омузыкаливании франц. речевой интонации в соответствии с чётко очерченными характерами (почти «масками») действующих лиц. Муз. язык этого произв. отличает сплав элементов «французского» и «испанского» стиля.
Высот орк. мастерства достигает Равель в «Испанской рапсодии», отмеченной ладовым и ритмич. своеобразием мелодий (как правило, коротких, но очень рельефных). В основном композитор использует здесь мавритано-андалусские темы (только тема «Малагеньи» баскского происхождения). Для партитуры «Испанской рапсодии» характерны изысканность, блеск орк. красок. Высокая гармоничность, стилевое единство достигнуты в балете «Дафнис и Хлоя» — «хореографической симфонии» (по определению самого Р.), воспевающей красоту человеческих отношений, поэзию природы. В годы до 1-й мировой войны в творчестве Р. доминировала импрессионистская направленность, что проявлялось в большом внимании композитора к красочности музыки, к изысканным гармонич. средствам (отсюда — расширение аккордовой вертикали, детализация оркестровки). Начиная с фп. трио и сюиты «Гробница Куперена» в его творчестве усиливаются классицистские тенденции, под влиянием к-рых изменяется самая манера муз. письма: фигуративное движение из красочно-декоративного фона превращается в мелодическое, прежняя «многосоставная» вертикаль расщепляется. Р. провозглашает «полный отказ от обаяния гармонии ради преобладания мелодии».
Война, с её насилием, грубостью, пошлостью, царившими в окружающей жизни, вызвала появление новых образов в «Вальсе» и фп. концерте для левой руки. В «Вальсе» проведён принцип постоянного нагнетания драматизма: упоение танцем перерастает в исступление, темы трансформируются, звучат гротесково. Конец «Вальса» воспринимается трагически, как срыв в бездну.
В 20-е гг. Равель подвергся несправедливым нападкам со стороны нек-рых композиторов «Шестёрки», отрицавших эстетику импрессионизма. Однако «Шестёрка» «воевала» с довоенным Р., не замечая эволюции его творчества. Р. нередко опережал «Шестёрку», прокладывая пути новым стилистич. течениям (использование приёмов линеарности, политональности, полиритмии, элементов джаза). В оперу «Дитя и волшебство» композитор смело ввёл мюзик-холльные сцены (фокстрот Чайника и Чашки, сцена Кота и Кошки), кинематографич. «монтаж» (сцены со старичком-задачником). В то же время в нек-рых соч. (сонаты для скрипки и виолончели, скрипки и фп., «Мадагаскарские песни») заметны следы творческой полемики с «Шестёркой». В творчестве Р. большое место занимал танец. Композитор использовал разнообразные танц. жанры: менуэт, хабанеру, вальс, позднее — фокстрот, блюз (2-я часть сонаты для скрипки с фп.). Одной из вершин франц. симфонизма 20 в. является «Болеро». Предельная ясность замысла сочетается в нём с виртуозным использованием оркестра. Всё произв. построено на повторении одной темы, к-рая состоит из двух частей: первая уходит корнями в баскский фольклор, вторая — в мавритано-андалусский. В теме опеваются меняющиеся устои, варьируются ритмич. группировки, различна артикуляция, подчёркивающая интонационные подъёмы. В этом секрет неистощимого интереса для слуха протяжённой (в 34 такта) мелодии и её кажущегося бесконечным разнообразия. Развитие муз. материала совершается через тембр. В «Болеро» (как и в «Вальсе») танец служит средством «обобщения через жанр».
Равель не занимался педагогич. деятельностью, не оставил композиторской школы. Однако его творчество оказало огромное влияние на муз. культуру Франции и др. стран. Равель выступал в периодич. печати. Его статьи печатали мн. газеты и журналы, в т.ч. «Courier musical», «Revue musicale», «Sociйtй internationale de musique», «Comoedia» и др. (рус. пер. ряда статей — в кн.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX вв., сост., пер., вступ. ст. А. Бушен, Л., 1972).
Литература:
Каратыгин В., Морис Равель, «Вестник театра и искусства», 1922, No 7, 10, то же, в его кн.: Избранные статьи, М.-Л., 1965; Сабанеев Л., Морис Равель, М., 1924; Прокофьев С. С., Морис Равель, «Советское искусство», 1938, 4 янв., то же в сб.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1961; К. К., Памяти Мориса Равеля, «СМ», 1938, No 3; Катала Ж., Размышления о Равеле, там же, 1955, No 7; Крейн Ю., Морис Равель, там же, 1957, No 12; его же, Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Цыпин Г. М., Морис Равель, М., 1959; Равелиана, «СМ», 1962, No 12; Альшванг A., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Ступель A., Морис Равель, Л., 1964, 1975; Шнеерсон Г., М. Равель, в его кн.: Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Косачева Р., М. Равель и его русские контакты, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Энтелис Л., Морис Равель, в кн.: Силуэты композиторов XX века, Л., 1975; Смирнов В., Морис Равель, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Зарубежная музыка XX века, ред., сост. и коммент. И. В. Нестьева, М., 1975; Мартынов И. «Морис Равель», М., 1979; Жyрдан-Моранж Э., Перльмютер В., Равель о Равеле, в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, сост., вступ. ст., ред. Г. Эдельмана, М., 1967; Жeрaр M., Шалю Р., Равель в зеркале своих писем, вступ. ст., ред., прим. Г. Филенко, Л., 1962) и др.
В. В. Смирнов
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.