Опера Антона Рубинштейна «Фераморс»

Композитор
Дата премьеры
24.02.1863
Жанр
Страна
Россия
Антон Григорьевич Рубинштейн

«Фераморс» (нем. Feramors) — лирическая опера Антона Рубинштейна в 3 действиях (4 картинах), немецкое либретто Ю. Роденберга по поэме «Лалла Рук» Т. Мура.

Первые постановки: Дрезден, 1863 г. (премьера 24 февраля), затем Вена (1872), Милан (1874), Берлин (1879), Данциг (1880). Премьеры постановок в России: Петербург, Музыкально-драматический кружок любителей, 24 апреля 1884 г.; Москва, силами выпускников консерватории, 26 апреля 1897 г.; на профессиональной сцене — Петербург, театр сада «Аркадия», силами Товарищества русской оперы (антреприза М. Максакова), 18 августа 1898 г.; Петербург, Мариинский театр, 15 сентября 1898 г., под управлением Ф. Блуменфельда.

Поэма ирландского поэта Мура вызвала к жизни несколько опер, из которых наибольшей известностью пользовалась «Лалла Рук» французского композитора Ф. Давида (1862), уступающая в художественном отношении опере Рубинштейна.

Принцесса Индостана Лалла Рук, невеста кашмирского царя, приезжает в его владения. Она никогда не видела жениха. Лалла Рук полюбила присланного за ней царем певца Фераморса и с горестью ожидает брака с нелюбимым. Свиданию влюбленных мешает глупый визирь принцессы. Выследив Фераморса, который ночью бродит близ палатки Лаллы Рук, визирь обвиняет его в оскорблении царя. Фераморсу угрожает казнь. Когда Лалла Рук прибывает в столицу Кашмира, она с радостью узнает в царе Фераморса: он принял чужое имя, чтобы узнать свою невесту.

В «Фераморсе» Рубинштейн оказался в сфере Востока, столь близкой ему. Музыка подкупает лирической прелестью, мелодической выразительностью. Особенно удались автору образы Лаллы Рук и Фераморса. Выразителен танец кашмирских невест. Характерным юмором пронизан образ глупого визиря, буффонного персонажа. Но наряду со многими страницами хорошей и отличной музыки есть неудачные эпизоды — особенно в последнем, самом слабом действии. Неровность музыки, качество которой заметно снижается во второй половине, помешала опере сделаться репертуарной.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Шуберт. Струнный квартет No. 12 (до минор) Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама