Фидель

Категории словаря
Фидель

Фидель (нем. Fiedel, от лат. fides — струна), виела (итал. viella, франц. vielle), — струнный смычковый инструмент. Термином «фидель» обозначался не только собственно фидель, но и родственные смычковые инструменты, бытующие у многих народов. Собственно фидель относится к числу наиболее распространённых в странах ср.-век. Европы смычковых инструментов; появление фиделя — один из значительных этапов в формировании семейств виол и скрипок.

Фидель, предположительно, известен с 8 в. В своём историческом развитии претерпел ряд изменений. Фидель раннего периода имел неглубокий лопатообразный корпус (длина ок. 50 см), изготовлявшийся вместе с короткой шейкой из одного куска дерева, круглую головку с вертикально расположенными колками, круглое резонаторное отверстие посреди верхней деки под струнами (вблизи струн. подставки), прямые плечи, 3–4 струны, спец. петлю вместо струнодержателя в нижней части.

По-видимому, в 10 в. появился 5-струн. Ф. с грушевидной, овальной, ромбовидной и др. формами корпуса, с 2 сегментовидными резонаторными отверстиями по бокам струн. Развитие смычкового исполнительства способствовало дальнейшему совершенствованию Ф. Для удобства ведения смычка по бокам корпуса были сделаны т. н. перетяжки (напоминающие талию). Постепенно корпус Ф. принял восьмёркообразную, а затем и гитарообразную форму; корпус склеивался из отд. частей, деки изготавливались из хорошо обработанного тонкого дерева, своды делались разл. очертаний. Шейку стали изготовлять как отд. деталь, крепящуюся на корпусе, на шейку наклеивали гриф. Развитие мелодич. начала в игре на Ф., как и на др. инструментах, привело к постепенному удлинению середины его корпуса и подчёркиванию «талия» в целях возможно большего соприкосновения смычка с отд. струнами. В 13 в. окончательно утвердился 5-струн. классич. тип Ф. — иногда с 1, реже с 2 бурдонными струнами вне грифа. Варианты строя 5-струн. Ф.:

При игре Ф. держали на левом плече или вертикально, упирая его о сидение (между коленями) или о левое колено. Высоко ценилось иск-во бурдонного аккомпанемента, т. е. извлечение из бурдонной струны флажолетным способом консонирующих с одновременно получаемыми смычком мелодич. звуками квартовых, квинтовых и октавных интервалов. Ф. применялся как сольный инструмент (на Ф. можно было исполнять любую песенную мелодию), для сопровождения пения и в инстр. ансамбле (благодаря высоким звуковым качествам часто использовался как ведущий инструмент); в 13–15 вв. встречались инстр. ансамбли из одних Ф. Исполнителями были обычно бродячие жонглёры или менестрели. Среди родственных инструментов — танбур, ребек, кеманча. В нач. 20 в. предпринимались попытки возрождения Ф. для использования в любительском музицировании.

Литература: Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 37–55; Aubry P., Trouveres et troubadours, P., 1910 (рус. пер. — Обри П., Трубадуры и труверы, М., 1932); Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, S. 139–40, Hildesheim, 1962, его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, S. 170–77, 1966; его же, History of musical instruments, N. Y., 1940.

Р. Б. Галайская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Режиссура в балете Балет и танец
Рио-де-Жанейро музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Аккордеон Музыкальные инструменты
Flic-flac, флик-фляк Балет и танец
Tour lent, тур лан Балет и танец
Туш Музыкальные жанры и формы
Пауза Теория музыки
Couru, pas couru (курю) Балет и танец
Лад Теория музыки
Камерная музыка Термины и понятия
Солист Термины и понятия
Менуэт Музыкальные жанры и формы

Реклама