Опера Рихарда Штрауса «Молчаливая женщина»

Композитор
Дата премьеры
24.06.1935
Жанр
Страна
Германия
Рихард Штраус / Richard Strauss

«Молчаливая женщина» (нем. Die schweigsame Frau) — комическая опера Рихарда Штрауса в трех действиях, либретто С. Цвейга по комедии Б. Джонсона «Эписин, или Молчаливая женщина».

Премьера: Дрезден, 24 июня 1935 г., под управлением К. Бёма (М. Чеботари — Аминта).

Композитор и либреттист переосмыслили содержание и образы пьесы, перенесли действие в более позднюю эпоху. Юмор Джонсона терпок и груб. Цвейг не только смягчил его, но и внес в текст гуманистическое начало.

Адмирал в отставке сэр Морозус (у Джонсона — Мороуз) ненавидит шум, так как во время флотской службы повредил барабанную перепонку. Старый холостяк, чувствующий себя одиноким, не прочь жениться, но только на тихой, молчаливой женщине. Желание это превращается в твердое намерение, когда он узнает, что его единственный племянник Генри, прибывший в Лондон,— директор оперной труппы. Что может быть более шумно и неприятно, чем музыканты, певцы? Морозус решает наказать племянника, лишить его наследства, а самому вступить в брак и обзавестись потомством. «Помогает» отставному адмиралу в его решении продувной плут-цирюльник, вступивший в заговор с племянником Морозуса. Жена Генри, артистка Аминта, сыграет роль молчаливой женщины, будущей супруги адмирала. Цирюльник приводит на смотрины трех невест (артисток труппы), и адмирал выбирает самую кроткую и молчаливую, то есть Аминту. Актеры разыгрывают роли священника и нотариуса. Морозус и Аминта обвенчаны. И вдруг «молчаливая женщина» превращается в шумную, крикливую мегеру. Адмирал в отчаянии. На помощь ему приходит племянник, который уводит «фурию» и запирает ее в соседней комнате, но спасения от шума нет. Адмирал решает развестись. Аминта соглашается на развод только после получения солидной суммы. Разыгрывается комедия развода. В финале все выясняется. Добродушный Морозус прощает племяннику и Аминте их шутку, расхваливая спокойную, тихую старость, которую музыка может украсить.

Цвейг приблизил сюжет к опере Доницетти «Дон Паскуале», Штраус же, создавая музыку, шел от более высоких традиций: несомненно, он ориентировался на «Фальстафа» Верди. Композитор стремился к созданию гуманистической комедии, полной любви к людям. Поэтому старый адмирал непохож на мерзкого старика из пьесы Бена Джонсона, а Аминта, против воли разыгрывающая роль мегеры, полна симпатии и нежности к адмиралу — в отличие от проходимца, выступающего в роли «молчаливой женщины» у Джонсона. В значительной степени музыка опирается на традиции старинной оперы (Легренци, Моцарт) и искусства английских вёрджинелистов. Но стилизация не определяет ее основного характера. Интонации живой речи метко фиксируются в речитативах, преобразуются в выразительные ариозо. Искусство композитора с блеском проявилось в многочисленных ансамблях (секстет, септет и стретта-октет), напоминающих ансамбли «Фальстафа». Мудрое равновесие основных элементов, благородство и ясность пропорций делают «Молчаливую женщину» одной из вершин творчества Штрауса.

Первая постановка оперы состоялась, когда у власти находились нацисты, не желавшие допустить на афишу имени С. Цвейга, как еврея. Опера была снята после трех представлений. «Молчаливая женщина» исполнялась за пределами гитлеровского государства, а после его разгрома неоднократно ставилась в Германии и Австрии (в Дрездене, Мюнхене, Вене, Висбадене, Зальцбурге).

А. Гозенпуд

Оперное творчество Р. Штрауса

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Соната для скрипки соло No. 6 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама