Шуберт. Фортепианное трио No. 1 (си-бемоль мажор)

Piano Trio No. 1 (B-dur), D. 898

Композитор
Год создания
1827
Жанр
Страна
Австрия
Франц Шуберт / Franz Schubert

В 1827 г. Франц Шуберт создает два фортепианных трио – си-бемоль мажорное и ми-бемоль-мажорное. Их можно считать высшим достижением композитора в области камерно-ансамблевых сочинений, в которых участвует фортепиано. Хронологически они «окружают» одно из наиболее трагедийных творений композитора – вокальный цикл «Зимний путь»: создание первого из них непосредственно предшествовало началу работы над этим песенным циклом, второе же было написано после его завершения, однако по своему образному строю фортепианные трио отнюдь не родственны «Зимнему пути» и даже противоположны ему. Если «Зимний путь сам композитор называл «циклом ужасных песен», подразумевая их трагическое, даже безнадежное содержание, то оба трио представляются удивительно светлыми произведениями. Если «Зимний путь» стал выражением тех безрадостных мыслей и чувств, во власти которых находился Шуберт в ту пору, то два фортепианных трио представляются попыткой преодолеть их, вырваться из депрессивного состояния.

Особенно ярко проявилось это стремление в Фортепианном трио си-бемоль мажор. В нем нет и намека на разлад между мечтаниями и действительностью, столь характерный для романтического мироощущения и неоднократно воплощавшегося в камерно-инструментальных произведениях Франца Шуберта, нет и обращения к «видениям» героического прошлого, как в некоторых квартетах – Трио исполнено бьющей через край юношеской энергии, неуемной радости жизни и задора молодости, а музыкальное высказывание отличается удивительной цельностью и непосредственностью, душевной теплотой.

Ощущение наслаждения жизнью, ее простыми радостями во многом связано с опорой на бытовые жанры эпохи, которая стала характерной чертой Трио си-бемоль мажор. В первой части – Allegro moderato – ритмоинтонации главной партии обладают ярко выраженными чертами маршевости, а облик побочной перекликается с такими бытовыми жанрами, как романс и ноктюрн. Контрастируя друг другу по жанровой природе, темы экспозиции не являются конфликтными, и потому первая часть, хотя и написана в сонатной форме, драматизма лишена. Сущность развития сводится не к столкновению контрастных образов, а к всестороннему воплощению сущности каждого из них, раскрытию их богато эмоционального потенциала. Будучи контрастными, темы экспозиции, тем не менее, остаются родственными друг другу и в интонационном плане, и в эмоционально-содержательном, обе они раскрывают различные грани одного образа, одного душевного состояния – воодушевленного наслаждения жизнью, радости.

Первая часть задает тон всему произведению – отсвет той незамутненной жизнерадостности, которая воплощена в ней, лежит и на трех последующих частях Трио си-бемоль мажор. Опора на бытовые жанры характерна и для них. Тематизм второй части – Andante un poco mosso – перекликается с народными итальянскими песнями. В третьей части – Scherzo, равно как и в финале – Rondo: Allegro vivace – богато представлены танцевальные жанры венских предместий. Ни в одной из частей Трио не возникает каких бы то ни было драматических коллизий – оптимистический взгляд на жизнь пронизывает собою все произведение.

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Струнный квартет No. 3 Камерные и инструментальные
Прокофьев. Соната для двух скрипок Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама