Театр балета имени Леонида Якобсона

Город
Санкт-Петербург
Год основания
1969
Тип

Санкт-Петербургский Государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона. В советское время — Ленинградская государственная балетная труппа «Хореографические миниатюры».

История создания этого коллектива уникальна для отечественного балета. Несколько десятилетий в театрах Ленинграда и Москвы работал выдающийся советский хореограф Леонид Якобсон. Его поиски, прежде всего в обогащении пластики танца, нередко опережали свое время. Его творчество постоянно привлекало к себе общественное внимание, но не всегда легко вписывалось в репертуар академических музыкальных театров. Поэтому с таким интересом было воспринято в 1969 году решение поручить Л. Якобсону сформировать хореографический коллектив, в работах которого еще ярче раскрылся бы уникальный талант балетмейстера.

Само название — «Хореографические миниатюры» — было выбрано не случайно. С одной стороны, оно указывало па характер репертуара нового коллектива, с другой — сознательно совпадало с названием программного и, пожалуй, наиболее удачного из спектаклей Л. Якобсона в Мариинском театре, подчеркивая преемственность исканий. Действительно, в репертуар «Хореографических миниатюр» его художественный руководитель включил как свои лучшие старые, так и вновь созданные сочинения. Диапазон творческих свершений был велик: героическая «Симфония бессмертия» и театрально-праздничный «Экзерсис-ХХ», сатирический «Клоп» и бессюжетный «Блестящий дивертисмент», экспрессионистический «Город» и комедийный «Бродячий цирк», трагедийный «Свадебный кортеж» и характерный «Негритянский концерт». Л. Якобсона привлекала первоклассная музыка Баха и Глинки, Стравинского и Веберна, Шостаковича и Тищенко, вдохновляло творчество таких мастеров, как Роден, Шагал, Мазерель. Отдельные номера-миниатюры объединялись в своеобразные циклы-спектакли: «Классицизм-романтизм», «Роден», «Русские миниатюры», «Моцартиана». Труппа, не имевшая поначалу своего постоянного репетиционного помещения, много и успешно гастролировала, проводя вне Ленинграда большую часть времени.

Смерть Леонида Якобсона в 1975 году явилась тяжелым испытанием для коллектива, сделав проблематичным само его существование. Однако было решено продолжить работу, сохраняя в репертуаре сочинения Л. Якобсона так же бережно, как хранят классическое наследие в академических театрах. Эту нелегкую задачу труппа решала с новым художественным руководителем, известным советским танцовщиком Аскольдом Макаровым. В 2001 году, после смерти Aскольда Макарова, пост художественного руководителя занял Юрий Петухов. С 2011 года театр возглавляет Андриан Фадеев.

Само творческое существование такого, по сути экспериментального коллектива, как «Хореографические миниатюры», было невозможно без постоянного создания новых спектаклей. Разноплановые творческие поиски различных по стилю балетмейстеров также явились своеобразным продолжением новаторских традиций Л. Якобсона. С 1976 года в «Хореографических миниатюрах» отдельные номера и одноактные балеты ставили Д. Брянцев, С. Сидоров, К. Рассадин, Г. Алексидзе, В. Бударин, Л. Лебедев, Н. Волкова, А. Полубенцев и другие. Специальные программы подготовили и зарубежные мастера: Л. Шереги (Венгрия) и П. Шмок (Чехословакия).

Лучшие из сочинений вышеуказанных хореографов остались и поныне в репертуаре, основу которого по-прежнему составляют хореографические работы Л. Якобсона. В труппе выросли свои мастера — Т. Квасова, В. Климова, И. Кузьмин — и ведущие солисты — Л. Аверкина, Т. Багирова, Г. Варзанова, Л. Путинова, О. Тестоедова, В. Ким, Н. Левицкий, А. Гумалевский.

Сегодня Балет Якобсона известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

А. Деген, И. Ступников


«Хореографические миниатюры» — ленинградская балетная труппа. Организована в 1969, худ. рук. Л. В. Якобсон, с 1976 — А. А. Макаров. Основу репертуара составляют постановки Якобсона специально для труппы «Хореографические миниатюры» и созданные ранее.

Они объединены в циклы: «Одноактные балеты» — «Экзерсис XX века» на муз. Баха, «Контрасты», «Бродячий цирк» и «Негритянский концерт» на муз. Стравинского (все — 1971), «Свадебный кортеж» на муз. Шостаковича (1975), «Симфония бессмертия» на муз. Тищенко, «Город» на муз. Веберна (оба — 1972), «Блестящий дивертисмент» на муз. Глинки (1973), «Клоп» на муз. Шостаковича, «Сюрприз» на муз. Гайдна, «Двенадцать» на муз. Тищенко (все -1974); «Классицизм-романтизм» — «Па-де-труа» на муз. Россини, «Па-де-катр» на муз. Беллини, «Умирающий лебедь» на муз. Сен-Санса, «Качуча» на муз. Сарасате, «Полёт Тальони» на муз. Моцарта, «Средневековый танец с поцелуями» на муз. Прокофьева (все — 1971), «Мазурка» Шопена (1972), «Па-де-де» на музыку Моцарта (1971); «Моцартиана» — «Секстет», «Мужские вариации», «Женские вариации», «Менуэт» (все пост. на музыку Моцарта, 1974); «Роден» — «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол» (все — на муз. Дебюсси, 1958), «Отчаяние» (1964) и «Экстаз» (1972) на муз. Прокофьева, «Паоло и Франческа», «Минотавр и Нимфа» (оба — на муз. Берга, 1971), «Измятая лилия» на муз. Веберна (1971); «Русские миниатюры» — «Тройка» на муз. Стравинского, «Баба-яга» на муз. Мусоргского и «Снегурочка» на муз. Прокофьева (все -1958), «Жар-птица» на муз. Стравинского (1965), «Русский сувенир» на муз. Петрова, «Деревенский Дон Жуан» на муз. Зарицкого (оба — 1969), «Мёртвая царевна» на муз. Стравинского (1971); «Хореографические зарисовки» — «Размышление» на муз. Чайковского (1938), «Охотник и птица» на муз. Грига (1940), «Слепая» на муз. Понса — Хейфица (1941), «Встреча» на муз. Кравченко, «Венский вальс» на муз. Р. Штрауса (оба-1954), «Кумушки» на муз. Аранова (1955), «Сильнее смерти» на муз. Шварца, «Подхалим» на муз. Цитовича, «Полишинель» на муз. Рахманинова, «Влюблённые» на нар. муз. (все — 1959), «Снежная королева» на муз. Грига (1973); шесть «Па-де-де» на муз. Россини (1973), Шопена, Онеггера, Бриттена, Легара, Доницетти (все — 1974). Циклы эти варьировались.

Затем поставлены (в скобках фамилии балетмейстеров): «Время, вперёд!» на муз. Свиридова (1976, Д. А. Брянцев), «Тема с вариациями» на муз. Чайковского (С. Сидоров), «Казнь Степана Разина» на муз. Шостаковича (К. А. Рассадин), оба — 1977, «История солдата» (Е. Сережников), «Пульчинелла» и «Блудный сын» (оба — Г. Д. Алексидзе), все — 1978, «Белоснежка и семь гномов» на муз. Черчил (В. А. Бударин), «Муха-цокотуха» Тищенко (Рассадин), оба — 1979, «Камерная музыка» Хиндемита и «Последнее свидание» на муз. Хидаша, оба-1980 (Л. Шереги). Ведущие солисты труппы (1979): Т. Квасова, В. Климова, В. Соловьёва, Л. Путинова, Т. Багирова, Л. Ермолова, Л. Шилова, Е. Волынина, И. Кузьмин, М. Еникеев, Н. Левицкий, В. Маленький, А. Надточний, Д. Вовк, Н. Пыхачёв, А. Степин и др. Труппа неоднократно гастролировала за рубежом.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Брамс-трио Ансамбли

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама