
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона – одна из старейших балетных компаний города, история которой насчитывает более полувека. Коллектив, основанный в 1966 году по инициативе хореографа Леонида Якобсона, несколько раз менял названия, но всегда оставался ярким и неординарным творческим ансамблем.
Первые три года работы молодого «Камерного балета» прошли под руководством балетмейстера Петра Гусева, однако уже в 1969 году Леонид Якобсон встал во главе труппы и подарил ей имя своего знаменитого цикла – «Хореографические миниатюры». Именно с этого времени ведёт отсчёт своих сезонов Театр балета имени Леонида Якобсона.
Леонид Вениаминович Якобсон (1904–1975) родился в Санкт-Петербурге, окончил Ленинградское хореографическое училище, танцевал на сценах ГАТОБа им. С. М. Кирова и Большого театра. Но настоящую славу он получил не как исполнитель, а как яркий самобытный хореограф, постоянно ищущий новые выразительные средства и формы.
Обладая глубоким знанием академического канона и неисчерпаемой фантазией, Якобсон сумел создать свою, особенную танцевальную пластику, расширив стилевые и жанровые возможности классической хореографии.
Он находил вдохновение во всём – картинах Марка Шагала и скульптурах Огюста Родена, истории Древнего Рима и произведениях Маяковского, бытовых сценках и сказочных сюжетах. Уникальный талант поставил Леонида Якобсона в один ряд с такими хореографами, как Михаил Фокин и Джордж Баланчин, а созданные им спектакли вошли в список великих балетов XX века.
Якобсон мечтал о том, чтобы театр, основанный им, стал творческой лабораторией, где смогут проявить себя молодые балетмейстеры, композиторы и художники. Поэтому сегодня Театр балета имени Леонида Якобсона под руководством заслуженного артиста России Андриана Фадеева сочетает в своём репертуаре наследие основателя труппы, классические спектакли и работы современных хореографов.
Ленинградская государственная балетная труппа «Хореографические миниатюры».
История создания этого коллектива уникальна для отечественного балета. Несколько десятилетий в театрах Ленинграда и Москвы работал выдающийся советский хореограф Леонид Якобсон. Его поиски, прежде всего в обогащении пластики танца, нередко опережали свое время. Его творчество постоянно привлекало к себе общественное внимание, но не всегда легко вписывалось в репертуар академических музыкальных театров. Поэтому с таким интересом было воспринято в 1969 году решение поручить Л. Якобсону сформировать хореографический коллектив, в работах которого еще ярче раскрылся бы уникальный талант балетмейстера.
Само название — «Хореографические миниатюры» — было выбрано не случайно. С одной стороны, оно указывало па характер репертуара нового коллектива, с другой — сознательно совпадало с названием программного и, пожалуй, наиболее удачного из спектаклей Л. Якобсона в Мариинском театре, подчеркивая преемственность исканий. Действительно, в репертуар «Хореографических миниатюр» его художественный руководитель включил как свои лучшие старые, так и вновь созданные сочинения. Диапазон творческих свершений был велик: героическая «Симфония бессмертия» и театрально-праздничный «Экзерсис-ХХ», сатирический «Клоп» и бессюжетный «Блестящий дивертисмент», экспрессионистический «Город» и комедийный «Бродячий цирк», трагедийный «Свадебный кортеж» и характерный «Негритянский концерт». Л. Якобсона привлекала первоклассная музыка Баха и Глинки, Стравинского и Веберна, Шостаковича и Тищенко, вдохновляло творчество таких мастеров, как Роден, Шагал, Мазерель. Отдельные номера-миниатюры объединялись в своеобразные циклы-спектакли: «Классицизм-романтизм», «Роден», «Русские миниатюры», «Моцартиана». Труппа, не имевшая поначалу своего постоянного репетиционного помещения, много и успешно гастролировала, проводя вне Ленинграда большую часть времени.
Смерть Леонида Якобсона в 1975 году явилась тяжелым испытанием для коллектива, сделав проблематичным само его существование. Однако было решено продолжить работу, сохраняя в репертуаре сочинения Л. Якобсона так же бережно, как хранят классическое наследие в академических театрах. Эту нелегкую задачу труппа решала с новым художественным руководителем, известным советским танцовщиком Аскольдом Макаровым.
Само творческое существование такого, по сути экспериментального коллектива, как «Хореографические миниатюры», было невозможно без постоянного создания новых спектаклей. Разноплановые творческие поиски различных по стилю балетмейстеров также явились своеобразным продолжением новаторских традиций Л. Якобсона. С 1976 года в «Хореографических миниатюрах» отдельные номера и одноактные балеты ставили Д. Брянцев, С. Сидоров, К. Рассадин, Г. Алексидзе, В. Бударин, Л. Лебедев, Н. Волкова, А. Полубенцев и другие. Специальные программы подготовили и зарубежные мастера: Л. Шереги (Венгрия) и П. Шмок (Чехословакия).
Лучшие из сочинений вышеуказанных хореографов остались и поныне в репертуаре, основу которого по-прежнему составляют хореографические работы Л. Якобсона. В труппе выросли свои мастера — Т. Квасова, В. Климова, И. Кузьмин — и ведущие солисты — Л. Аверкина, Т. Багирова, Г. Варзанова, Л. Путинова, О. Тестоедова, В. Ким, Н. Левицкий, А. Гумалевский.
Сегодня ленинградская труппа «Хореографические миниатюры» известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
А. Деген, И. Ступников
Источник: Ленинградский балет, 1988 г.
«Хореографические миниатюры» — ленинградская балетная труппа. Организована в 1969, художественный руководитель Л. В. Якобсон, с 1976 — А. А. Макаров. Основу репертуара составляют постановки Якобсона специально для труппы «Хореографические миниатюры» и созданные ранее.
Они объединены в циклы: «Одноактные балеты» — «Экзерсис XX века» на музыку Баха, «Контрасты», «Бродячий цирк» и «Негритянский концерт» на музыку Стравинского (все — 1971), «Свадебный кортеж» на музыку Шостаковича (1975), «Симфония бессмертия» на музыку Тищенко, «Город» на музыку Веберна (оба — 1972), «Блестящий дивертисмент» на музыку Глинки (1973), «Клоп» на музыку Шостаковича, «Сюрприз» на музыку Гайдна, «Двенадцать» на музыку Тищенко (все — 1974); «Классицизм-романтизм» — «Па-де-труа» на музыку Россини, «Па-де-катр» на музыку Беллини, «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, «Качуча» на музыку Сарасате, «Полёт Тальони» на музыку Моцарта, «Средневековый танец с поцелуями» на музыку Прокофьева (все — 1971), «Мазурка» Шопена (1972), «Па-де-де» на музыку Моцарта (1971); «Моцартиана» — «Секстет», «Мужские вариации», «Женские вариации», «Менуэт» (все постановки на музыку Моцарта, 1974); «Роден» — «Вечная весна», «Поцелуй», «Вечный идол» (все — на музыку Дебюсси, 1958), «Отчаяние» (1964) и «Экстаз» (1972) на музыку Прокофьева, «Паоло и Франческа», «Минотавр и Нимфа» (оба — на музыку Берга, 1971), «Измятая лилия» на музыку Веберна (1971); «Русские миниатюры» — «Тройка» на музыку Стравинского, «Баба-яга» на музыку Мусоргского и «Снегурочка» на музыку Прокофьева (все — 1958), «Жар-птица» на музыку Стравинского (1965), «Русский сувенир» на музыку Петрова, «Деревенский Дон Жуан» на музыку Зарицкого (оба — 1969), «Мёртвая царевна» на музыку Стравинского (1971); «Хореографические зарисовки» — «Размышление» на музыку Чайковского (1938), «Охотник и птица» на музыку Грига (1940), «Слепая» на музыку Понса — Хейфица (1941), «Встреча» на музыку Кравченко, «Венский вальс» на музыку Р. Штрауса (оба-1954), «Кумушки» на музыку Аранова (1955), «Сильнее смерти» на музыку Шварца, «Подхалим» на музыку Цитовича, «Полишинель» на музыку Рахманинова, «Влюблённые» на народную музыку (все — 1959), «Снежная королева» на музыку Грига (1973); шесть «Па-де-де» на музыку Россини (1973), Шопена, Онеггера, Бриттена, Легара, Доницетти (все — 1974). Циклы эти варьировались.
Затем поставлены (в скобках фамилии балетмейстеров): «Время, вперёд!» на музыку Свиридова (1976, Д. А. Брянцев), «Тема с вариациями» на музыку Чайковского (С. Сидоров), «Казнь Степана Разина» на музыку Шостаковича (К. А. Рассадин), оба — 1977, «История солдата» (Е. Сережников), «Пульчинелла» и «Блудный сын» (оба — Г. Д. Алексидзе), все — 1978, «Белоснежка и семь гномов» на музыку Черчил (В. А. Бударин), «Муха-цокотуха» Тищенко (Рассадин), оба — 1979, «Камерная музыка» Хиндемита и «Последнее свидание» на музыку Хидаша, оба — 1980 (Л. Шереги).
Ведущие солисты труппы (1979): Т. Квасова, В. Климова, В. Соловьёва, Л. Путинова, Т. Багирова, Л. Ермолова, Л. Шилова, Е. Волынина, И. Кузьмин, М. Еникеев, Н. Левицкий, В. Маленький, А. Надточний, Д. Вовк, Н. Пыхачёв, А. Степин и др. Труппа неоднократно гастролировала за рубежом.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.