Аскольд Анатольевич Макаров

Askold Makarov

Дата рождения
03.05.1925
Дата смерти
25.12.2000
Профессия
Страна
СССР

Аскольд Анатольевич Макаров / Askold Makarov

Лауреат (1-я премия) Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин, 1951), заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист РСФСР (1957), народный артист СССР (1983), лауреат Сталинской премии (1951), кандидат искусствоведения (1969), профессор (1976).

Окончил ЛХУ в 1943 (ученик А. Пушкина, А. Писарева, А. Лопухова, В. Пономарева), заочное отделение актерского факультета ГИТИСа (1957), Заочную партийную школу при ЦК КПСС (1964), защитил диссертацию на тему: «Проблемы создания героического образа в советском балете».

В 1943-70 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Рыбак («Берег надежды»), Данила, Спартак; Поэт («Клоп»), Али-Батыр; Отелло («Отелло»), Ма Личен, Остап; Андрей («Родные поля»), «Прометей» («Хореографические миниатюры»); др. партии: Солор; Добрый молодец («Весенняя сказка»), Базиль, Зигфрид; Жан де Бриен, Трубадур («Раймонда»), Фрондосо; Принц («Золушка»), Вацлав, Гирей; Филипп («Пламя Парижа»), Голубая птица, Жених («Спящая красавица»), Гений вод («Конек-Горбунок»), Вакх.

С 1970 педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории, преподает дисциплину «Классическое и советское наследие».

Классический танцовщик ярко выраженного героического амплуа. Встреча с Якобсоном стала значительной для обоих: не только артист нашел своего балетмейстера, но и балетмейстер нашел создателя задуманных образов. Он явился самым интересным исполнителем роли Али-Батыра, наполнив свой танец радостью и ликованием жизни. «Спартака» Якобсон ставил в расчете на творческую индивидуальность Макарова. Ф. Лопухов писал: «Якобсоновского «Спартака» трудно отделить от Спартака Аскольда Макарова».

Образ Маяковского был новой творческой победой артиста. Стремление к обобщенной масштабности образа сделало Макарова создателем главной роли в балете совсем другого направления — в «Береге надежды», где он воплотил современную героическую тему.

Ф. Лопухов писал об артистической индивидуальности Макарова: «У нас были и будут танцовщики лучше Макарова в техническом и пластическом отношении, но Макаров был и остается пока что лучшим и единственным в своей сфере — там, где надо крупными штрихами нарисовать волевой, мужественный, активный образ героя в полном смысле этого слова — героя, который не столько даже нарисован, сколько вылеплен. Скульптурность пластики Макарова — качество не частое в артистической среде. Творческий опыт Макарова надо ценить и изучать, хотя, как известно, самое драгоценное проявление индивидуальности нельзя ни перенять, ни повторить».

С 1976 художественный руководитель труппы «Хореографические миниатюры», репертуар которой состоит из работ Л. Якобсона и молодых балетмейстеров.

Сочинения: Первые встречи с народным героем.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Неистовый Якобсон.— Там же. Л., 1977, вып. 2; В поисках героя.— Театр, 1968, № 7; Мой Спартак,— Сов. музыка, 1968, № И; Герой и героика.— Сов. балет, 1982, № 4; Искусство вечно молодое,— Веч. Ленинград, 1985, 3 марта.

Литература: А. А. Макаров. XXX лет творческой деятельности.— Л., 1972; Ильичева М. Аскольд Макаров,— Л., 1984; Золотницкий Д. Аскольд Макаров.— В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Танк Е. Аскольд Макаров.— Смена, 1954, 26 мая; Дьяконов А. Аскольд Макаров.— Театр. Ленинград, 1957, № 3; Иордан О. Мастерство танца.— Комсомольская правда, 1964, 13 февр.; Золотницкий Д. Богатырская сюита.—Нева, 1965, № 10; Григорович Ю. Служение балету.— Сов. культура, 1972, 16 дек.; Карп П. Актер счастливой судьбы.— Смена, 1972, 17 дек.; Колпакова И. Сто сорок солнц,— Сов. культура, 1983, 8 февр.; Ильичева М. Аскольд Макаров.— Сов. балет, 1983, № 3; Красовская В. Щедрость танца.— Ленингр. правда, 1985, 4 марта; Золотницкий Д. Энергия поиска,— Правда, 1985, 21 июля; Емельяненко Л. Жизнь актера — жизнь героя.— Сов. культура, 1985, 29 авг.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама