Казахский театр оперы и балета в Алма-Ате

Город
Алматы
Год основания
1934
Тип
Казахский театр оперы и балета имени Абая

Монументальное здание театра оперы и балета имени Абая открывается взору на одной из центральных площадей столицы республики — красавицы Алма-Аты. Оно выглядит как символ высокой культуры, ставшей неотъемлемой частью жизни народа за годы Советской власти.

И это не внешняя символика — достаточно взглянуть на афишу театра, чтобы понять, каким глубоким внутренним содержанием она наполнена. Сегодня в репертуаре коллектива — несколько десятков названий. Здесь классические оперы Бородина, Чайковского, Верди, Пуччини, Гуно, Оффенбаха и других композиторов прошлого. Здесь произведения советских авторов, и конечно, все оперы, созданные композиторами Казахстана за минувшие годы и полюбившиеся слушателям. Здесь, наконец, лучшие балеты русских, западно-европейских и советских композиторов.

Да, необычайно широк сегодня круг художественных интересов казахского народа, в языке которого слово опера и слово балет появились не так уж давно… Театр имени Абая открылся в январе 1934 года и сразу стал одним из крупных культурных центров Казахстана. Уже вскоре он перешел от постановки музыкально-драматических спектаклей к работе над оперным, а затем и балетным репертуаром.

Через три года после открытия театр приехал на свои первые гастроли в Ленинград. Великий Джамбул писал ему вслед:

Вокруг меня степи в весеннем наряде,
А сердце и мысли мои в Ленинграде,
Где песни степей вдохновенно поет
Устами певцов возрожденный народ,
Где наше искусство волнует со сцены,
Красой Кыз-Жибек и огнем Телегена,
Геройством Таргына, гореньем души,
Прекрасной казашки — родной Хадиши.
Желаю, чтоб чище ручьев прозвенели
Куляш соловьиные нежные трели,
Чтоб песня на битву за песню вела,
Чтоб дружба народов росла и цвела.

Казахские артисты оправдали доверие народа — они покорили своим искусством слушателей Москвы, Ленинграда и других городов страны. «Казахам есть, чем гордиться, — писал академик Б. Асафьев. — Они возвращают молодость музыкальному театру, они доказывают фактами, что оперный жанр перестает быть мертвым жанром».

С тех пор пройден большой путь. В театре имени Абая расцвел талант многих замечательных музыкантов. На его сцене получили боевое крещение многие национальные оперы и балеты, и среди них — ставшая уже классикой казахской оперы «Бирджан и Сара» М. Тулебаева. Блестящий список солистов театра, открывающийся именем прославленной певицы Куляш Байсеитовой, включает сегодня широко известные всей стране имена Р. Джамановой, Е. Серкебаева и других вокалистов. Театр и его солисты неоднократно и с успехом гастролировали в Москве и других городах нашей страны.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1971 г.


Казахский театр оперы и балета имени Абая (Kazakh Opera and Ballet Theater)

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Основан в 1933 в Алма-Ате первоначально как Музыкальная студия. После поставленной в 1934 музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (музыкальное оформление И. В. Коцыка — обработка народных казахских песен) студия была преобразована в Казахский музыкальный театр.

С 1935 в театре работает русская оперная труппа (первая постановка — «Кармен», 1935); в 1936 носил название Государственный объединённый театр казахской и русской оперы, с 1937 — Казахский государственный театр оперы и балета (в 1945 присвоено имя Абая).

С 1941 театр работает в новом здании (зрительный зал на 1243 места). Основоположниками казахахского оперного искусства были композитор Е. Г. Брусиловский, режиссёр Ж. Шанин, режиссёры и певцы К. Байсеитов, К. Джандарбеков, певцы К. Байсеитова, М. Ержанов, солистка балета Ш. Жиенкулова и др.

В 1934 театр поставил первую национальную оперу «Кыз-Жибек» Брусиловского, вслед за ней были поставлены «Жалбыр» (1935) и «Ер-Таргын» (1937) Брусиловского; эти оперы прочно вошли в репертуар театра.

В 1938 балетная труппа осуществила постановку первого национального казахского балета «Калкаман и Мамыр» Великанова.

В 40-50-е годы театр продолжал работать над национальным репертуаром. Значительным событием стали постановки опер «Абай» Жубанова и Хамиди (1944) и «Биржан и Сара» Тулебаева (1946; Сталинская премия, 1949), а также постановки оперы «Дударай» Брусиловского (1953), первой уйгурской оперы «Назугум» Кужамьярова (1956) и другие и постановки балетов «Камбар и Назым» Великанова (1950), «Дорогой дружбы» («Джунгарские ворота») Тлендиева и Степанова (1958) и другие.

Театр ставит классические произведения, а также оперы и балеты композиторов других советских республик. Спектакли идут на казахском и русском языках. На казахском языке поставлены «Евгений Онегин», «Демон», «Чио-Чио-сан», «Нергиз», «Даиси» и др. В 1936 и 1958 театр принимал участие в Декадах казахского искусства и литературы в Москве. В 1959 театр награждён орденом Ленина.

Лучшие постановки 60-70-х годов: оперы — «Золотые горы» Кужамьярова и Тлендиева (1960), «Камар-Сулу» Рахмадиева (1963), «Айсулу» (1964) и «Жумбак кыз» («Загадочная девушка», 1971) Мухамеджанова, «Братья Ульяновы» Мейтуса (1970), «Амангельды» Брусиловского и Тулебаева (1970) и др. В 1966 поставлены два одноактных балета Г. А. Жубановой — «Акканат» и «Хиросима» («Легенда о белой птице»), в 1969 — первый уйгурский балет «Чин-Томур» Кужамьярова, в 1971 — балет «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Брусиловского.

В становлении и развитии казахской оперы принимали участие представители русского искусства: дирижёры — Б. Врана, Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, И. А. Зак; режиссёры — Э. И. Юнгвальд-Хилькевич, Ю. Л. Рутковский; хормейстеры — Б. В. Лебедев, А. В. Преображенский; балетмейстеры — Ю. П. Ковалёв, Л. А. Жуков; художник А. В. Ненашев и др.

В труппе театра (1973): певцы — нар. арт. СССР Р. М. Абдуллин, Р. У. Джаманова, Е. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. ССР А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, К. К. Кенжетаев, Г. Курманга-лиев, Э. И. Эпонешникова; солисты балета — нар. арт. Казах. ССР С. И. Кушербаева, засл. арт. Казах. ССР С. Л. Толусанова и др.; гл. дирижёр — засл. деят. иск-в Башк. АССР В. Д. Руттер, дирижёр — засл. деят. иск-в Казах. ССР Т. С. Османов; гл. режиссёр казах. труппы — нар. арт. Казах. ССР Б. Д. Досымжанов, рус. труппы — В. Ф. Жданов; гл. балетмейстер — засл. деят. иск-в Казах. ССР З. М. Райбаев; гл. хормейстер — Б. А. Жаманбаев; гл. художник — засл. деят. иск-в Казах. ССР Г. М. Исмаилова.

Литература: Mекишев Б., Бисенова Г., Казахский гос. академический театр оперы и балета имени Абая, A.-A., 1954; Mессман Вл., Возрождение песни, A.-A., 1958; Десять незабываемых дней (Декада казахского искусства и литературы в Москве. Декабрь 1958. Составители В. Горский и Н. Ровенский), A.-A., 1961; Музыкальный театр казахского народа, A.-A., 1961 (на казах. яз.); Ерзакович Б., Музыкальное искусство Казахстана, А.-А., 1962; Оперное искусство, в кн.: Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; Mомынов П., Казахское оперное искусство, А.-А., 1963.

Б. Г. Ерзакович
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


«Камбар и Назым». Театр им. Абая. Балетмейстер М. Моисеев

Формирование балетной труппы началось с основания казахской музыкальной студии в 1933, когда в её спектаклях принимала участие группа учеников балетного педагога М. Арцибашевой. Затем в неё вошли Е. Лифанова, Шара Жиенкулова. Большую роль в формировании труппы сыграл её руководитель А. А. Александров (Мартиросьянц), поставивший национальные танцы в операх «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935) и «Ёр-Таргын» (1937).

В 1934 студия была преобразована в Музыкальный театр, на основе которого в 1936 создан Объединённый театр казахской и русской оперы (с 1937 — Казахский театр оперы и балета). Первые балетные спектакли были поставлены в сезоне 1937/38 («Коппелия», «Лебединое озеро»). В 1938 балетмейстер Л. А. Жуков поставил первый казахский балет — «Калкаман и Мамыр» Великанова. Затем были поставлены «Коктем» Надирова (1940, балетмейстер А. И. Чекрыгин), «Камбар и Назым» Великанова (1950, балетмейстер М. Ф. Моисеев).

С 1951 балетмейстером, в 1958 — 64 главным балетмейстером театра стал Д. Абиров, оказавший значительное влияние на становление и развитие казахского хореографического искусства. Ему принадлежит постановка национальных балетов — «Дорогой дружбы» Тлендиева, Степанова и Манаева (1958), «Камбар и Назым» Великанова (1959), «Легенда о любви» (1963); «Акканат» и «Хиросима» Жубановой (1966), «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Брусиловского (1972), а также других советских и классических балетов — «Юность» Чулаки (1952), «Эсмеральда» (1953), «Шурале» (1956).

С 1964 главный балетмейстер театра — заслуженный деятель искусств Казахской ССР З. Райбаев, поставивший здесь значительные спектакли: «Шопениана», «Болеро» и «Франческа да Римини» (1962); «Чинтомюр и Мактум» Кужамьярова (1968), «Спартак» (1974), «Ромео и Джульетта» (1979) и др.

В театре работали балетмейстеры А. И. Чекрыгин, Ю. П. Ковалёв, Л. М. Крамаревский, Г. А. Берёзова, М. Ф. Моисеев, В. Козлов, Я. В. Романовский, А. Шульгина.

В труппе (1979): нар. арт. СССР Р. Бапов, нар. арт. Казах. ССР Р. Байсеитова, засл. арт. Казах. ССР Л. Рудакова, З. Кастеева. Э. Мальбеков, Б. Ешмухамбетов, артисты — Ф. Койгельдинова и И. Гуляева, О. Васюченко, Ю. Васюченко, Л. Ли, К. Асырбекова, Т. Мальбекова, Б. Байтемиров и др. Педагоги-репетиторы — засл. арт. Казах. ССР Г. Акжанов, А. Гамза, И. Минская, Т. Тучнина. Балетмейстеры — М. Тлеубаев, Ж. Байдаралин.

Л. П. Сарынова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Сталинская премия Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Фестиваль «Звёзды белых ночей» Фестивали, конкурсы, премии
Шаляпинский оперный фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Большая Римская премия Фестивали, конкурсы, премии
Ленинская премия Фестивали, конкурсы, премии

Реклама