Монументальное здание театра оперы и балета имени Абая открывается взору на одной из центральных площадей столицы республики — красавицы Алма-Аты. Оно выглядит как символ высокой культуры, ставшей неотъемлемой частью жизни народа за годы Советской власти.
И это не внешняя символика — достаточно взглянуть на афишу театра, чтобы понять, каким глубоким внутренним содержанием она наполнена. Сегодня в репертуаре коллектива — несколько десятков названий. Здесь классические оперы Бородина, Чайковского, Верди, Пуччини, Гуно, Оффенбаха и других композиторов прошлого. Здесь произведения советских авторов, и конечно, все оперы, созданные композиторами Казахстана за минувшие годы и полюбившиеся слушателям. Здесь, наконец, лучшие балеты русских, западно-европейских и советских композиторов.
Да, необычайно широк сегодня круг художественных интересов казахского народа, в языке которого слово опера и слово балет появились не так уж давно… Театр имени Абая открылся в январе 1934 года и сразу стал одним из крупных культурных центров Казахстана. Уже вскоре он перешел от постановки музыкально-драматических спектаклей к работе над оперным, а затем и балетным репертуаром.
Через три года после открытия театр приехал на свои первые гастроли в Ленинград. Великий Джамбул писал ему вслед:
Вокруг меня степи в весеннем наряде,
А сердце и мысли мои в Ленинграде,
Где песни степей вдохновенно поет
Устами певцов возрожденный народ,
Где наше искусство волнует со сцены,
Красой Кыз-Жибек и огнем Телегена,
Геройством Таргына, гореньем души,
Прекрасной казашки — родной Хадиши.
Желаю, чтоб чище ручьев прозвенели
Куляш соловьиные нежные трели,
Чтоб песня на битву за песню вела,
Чтоб дружба народов росла и цвела.
Казахские артисты оправдали доверие народа — они покорили своим искусством слушателей Москвы, Ленинграда и других городов страны. «Казахам есть, чем гордиться, — писал академик Б. Асафьев. — Они возвращают молодость музыкальному театру, они доказывают фактами, что оперный жанр перестает быть мертвым жанром».
С тех пор пройден большой путь. В театре имени Абая расцвел талант многих замечательных музыкантов. На его сцене получили боевое крещение многие национальные оперы и балеты, и среди них — ставшая уже классикой казахской оперы «Бирджан и Сара» М. Тулебаева. Блестящий список солистов театра, открывающийся именем прославленной певицы Куляш Байсеитовой, включает сегодня широко известные всей стране имена Р. Джамановой, Е. Серкебаева и других вокалистов. Театр и его солисты неоднократно и с успехом гастролировали в Москве и других городах нашей страны.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1971 г.
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Основан в 1933 в Алма-Ате первоначально как Музыкальная студия. После поставленной в 1934 музыкальной комедии «Айман-Шолпан» (музыкальное оформление И. В. Коцыка — обработка народных казахских песен) студия была преобразована в Казахский музыкальный театр.
С 1935 в театре работает русская оперная труппа (первая постановка — «Кармен», 1935); в 1936 носил название Государственный объединённый театр казахской и русской оперы, с 1937 — Казахский государственный театр оперы и балета (в 1945 присвоено имя Абая).
С 1941 театр работает в новом здании (зрительный зал на 1243 места). Основоположниками казахахского оперного искусства были композитор Е. Г. Брусиловский, режиссёр Ж. Шанин, режиссёры и певцы К. Байсеитов, К. Джандарбеков, певцы К. Байсеитова, М. Ержанов, солистка балета Ш. Жиенкулова и др.
В 1934 театр поставил первую национальную оперу «Кыз-Жибек» Брусиловского, вслед за ней были поставлены «Жалбыр» (1935) и «Ер-Таргын» (1937) Брусиловского; эти оперы прочно вошли в репертуар театра.
В 1938 балетная труппа осуществила постановку первого национального казахского балета «Калкаман и Мамыр» Великанова.
В 40-50-е годы театр продолжал работать над национальным репертуаром. Значительным событием стали постановки опер «Абай» Жубанова и Хамиди (1944) и «Биржан и Сара» Тулебаева (1946; Сталинская премия, 1949), а также постановки оперы «Дударай» Брусиловского (1953), первой уйгурской оперы «Назугум» Кужамьярова (1956) и другие и постановки балетов «Камбар и Назым» Великанова (1950), «Дорогой дружбы» («Джунгарские ворота») Тлендиева и Степанова (1958) и другие.
Театр ставит классические произведения, а также оперы и балеты композиторов других советских республик. Спектакли идут на казахском и русском языках. На казахском языке поставлены «Евгений Онегин», «Демон», «Чио-Чио-сан», «Нергиз», «Даиси» и др. В 1936 и 1958 театр принимал участие в Декадах казахского искусства и литературы в Москве. В 1959 театр награждён орденом Ленина.
Лучшие постановки 60-70-х годов: оперы — «Золотые горы» Кужамьярова и Тлендиева (1960), «Камар-Сулу» Рахмадиева (1963), «Айсулу» (1964) и «Жумбак кыз» («Загадочная девушка», 1971) Мухамеджанова, «Братья Ульяновы» Мейтуса (1970), «Амангельды» Брусиловского и Тулебаева (1970) и др. В 1966 поставлены два одноактных балета Г. А. Жубановой — «Акканат» и «Хиросима» («Легенда о белой птице»), в 1969 — первый уйгурский балет «Чин-Томур» Кужамьярова, в 1971 — балет «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Брусиловского.
В становлении и развитии казахской оперы принимали участие представители русского искусства: дирижёры — Б. Врана, Г. А. Столяров, В. И. Пирадов, И. А. Зак; режиссёры — Э. И. Юнгвальд-Хилькевич, Ю. Л. Рутковский; хормейстеры — Б. В. Лебедев, А. В. Преображенский; балетмейстеры — Ю. П. Ковалёв, Л. А. Жуков; художник А. В. Ненашев и др.
В труппе театра (1973): певцы — нар. арт. СССР Р. М. Абдуллин, Р. У. Джаманова, Е. Б. Серкебаев, Б. А. Тулегенова, нар. арт. Казах. ССР А. Байкадамова, Ш. Бейсекова, К. К. Кенжетаев, Г. Курманга-лиев, Э. И. Эпонешникова; солисты балета — нар. арт. Казах. ССР С. И. Кушербаева, засл. арт. Казах. ССР С. Л. Толусанова и др.; гл. дирижёр — засл. деят. иск-в Башк. АССР В. Д. Руттер, дирижёр — засл. деят. иск-в Казах. ССР Т. С. Османов; гл. режиссёр казах. труппы — нар. арт. Казах. ССР Б. Д. Досымжанов, рус. труппы — В. Ф. Жданов; гл. балетмейстер — засл. деят. иск-в Казах. ССР З. М. Райбаев; гл. хормейстер — Б. А. Жаманбаев; гл. художник — засл. деят. иск-в Казах. ССР Г. М. Исмаилова.
Литература: Mекишев Б., Бисенова Г., Казахский гос. академический театр оперы и балета имени Абая, A.-A., 1954; Mессман Вл., Возрождение песни, A.-A., 1958; Десять незабываемых дней (Декада казахского искусства и литературы в Москве. Декабрь 1958. Составители В. Горский и Н. Ровенский), A.-A., 1961; Музыкальный театр казахского народа, A.-A., 1961 (на казах. яз.); Ерзакович Б., Музыкальное искусство Казахстана, А.-А., 1962; Оперное искусство, в кн.: Очерки по истории казахской советской музыки, А.-А., 1962; Mомынов П., Казахское оперное искусство, А.-А., 1963.
Б. Г. Ерзакович
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Формирование балетной труппы началось с основания казахской музыкальной студии в 1933, когда в её спектаклях принимала участие группа учеников балетного педагога М. Арцибашевой. Затем в неё вошли Е. Лифанова, Шара Жиенкулова. Большую роль в формировании труппы сыграл её руководитель А. А. Александров (Мартиросьянц), поставивший национальные танцы в операх «Кыз-Жибек» (1934), «Жалбыр» (1935) и «Ёр-Таргын» (1937).
В 1934 студия была преобразована в Музыкальный театр, на основе которого в 1936 создан Объединённый театр казахской и русской оперы (с 1937 — Казахский театр оперы и балета). Первые балетные спектакли были поставлены в сезоне 1937/38 («Коппелия», «Лебединое озеро»). В 1938 балетмейстер Л. А. Жуков поставил первый казахский балет — «Калкаман и Мамыр» Великанова. Затем были поставлены «Коктем» Надирова (1940, балетмейстер А. И. Чекрыгин), «Камбар и Назым» Великанова (1950, балетмейстер М. Ф. Моисеев).
С 1951 балетмейстером, в 1958 — 64 главным балетмейстером театра стал Д. Абиров, оказавший значительное влияние на становление и развитие казахского хореографического искусства. Ему принадлежит постановка национальных балетов — «Дорогой дружбы» Тлендиева, Степанова и Манаева (1958), «Камбар и Назым» Великанова (1959), «Легенда о любви» (1963); «Акканат» и «Хиросима» Жубановой (1966), «Козы-Корпеш и Баян-Слу» Брусиловского (1972), а также других советских и классических балетов — «Юность» Чулаки (1952), «Эсмеральда» (1953), «Шурале» (1956).
С 1964 главный балетмейстер театра — заслуженный деятель искусств Казахской ССР З. Райбаев, поставивший здесь значительные спектакли: «Шопениана», «Болеро» и «Франческа да Римини» (1962); «Чинтомюр и Мактум» Кужамьярова (1968), «Спартак» (1974), «Ромео и Джульетта» (1979) и др.
В театре работали балетмейстеры А. И. Чекрыгин, Ю. П. Ковалёв, Л. М. Крамаревский, Г. А. Берёзова, М. Ф. Моисеев, В. Козлов, Я. В. Романовский, А. Шульгина.
В труппе (1979): нар. арт. СССР Р. Бапов, нар. арт. Казах. ССР Р. Байсеитова, засл. арт. Казах. ССР Л. Рудакова, З. Кастеева. Э. Мальбеков, Б. Ешмухамбетов, артисты — Ф. Койгельдинова и И. Гуляева, О. Васюченко, Ю. Васюченко, Л. Ли, К. Асырбекова, Т. Мальбекова, Б. Байтемиров и др. Педагоги-репетиторы — засл. арт. Казах. ССР Г. Акжанов, А. Гамза, И. Минская, Т. Тучнина. Балетмейстеры — М. Тлеубаев, Ж. Байдаралин.
Л. П. Сарынова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.