Moscow Operetta Theatre
Государственный академический театр «Московская оперетта» — первый государственный театр оперетты в России. Открылся 24 ноября 1927 года в Москве. Основан на базе существовавшего с 1922 года трудового коллектива артистов оперетты. Труппу составили артисты: Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, К. М. Новикова, З. А. Смирнова, В. С. Володин, М. Л. Волховской, М. И. Днепров, Т. К. Дунаев и др., заведующий художественной частью — Г. М. Ярон.
Здесь были поставлены первые советские оперетты: «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1938) Дунаевского, «Холопка» (1932) Стрельникова, «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1937) и др.
Новое решение искали режиссёры в постановках зарубежных классических оперетт — «Роз-Мари» Фримля и Стотхарта (1928), «Летучая мышь» Штрауса (1933), «Фиалка Монмартра» (1933), «Сильва» (1941) Кальмана и др.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 часть труппы театра работала в Кузбассе, часть оставалась в Москве. Были поставлены «Девушка из Барселоны» Б. А. Александрова, «Табачный капитан» Щербачёва (обе в 1942) и др.
В 1947-53 главный режиссёр театра — И. М. Туманов. Были осуществлены спектакли «Вольный ветер» Дунаевского (1947), «Акулина» Ковнера (1949), «Трембита» (1949), «Первая любовь» (1953) Милютина, «Самое заветное» Соловьёва-Седого (1952). Для этих постановок характерно стремление к созданию актёрского ансамбля.
В 1954-64 главный режиссёр театра — В. А. Канделаки, спектакли которого отличали яркие актёрские работы.
В разные годы в театре работали актёры: С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, С. Петрова, E. P. Савицкая, А. Г. Цензор, С. М. Аникеев, В. И. Алчевский, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, М. А. Качалов, А. А. Феона, Н. О. Рубан, В. Я. Хенкин, Т. Шмыга, Г. Васильев.
В 50-60-е годы поставлены спектакли: «Белая акация» Дунаевского (1955), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Фонари-фонарики» (1958), «Цирк зажигает огни» (1960) Милютина и др.
В 1964-75 художественный руководитель театра — народный артист РСФСР Г. П. Ансимов. Лучшие спектакли театра 60-70-х годов — «Баранкин, будь человеком» Туликова (1965), «Девушка с голубыми глазами» Мурадели (1966), «Конкурс красоты» Долуханяна (1967), «Белая ночь» Хренникова (1967), «Нет меня счастливее» Эшпая (1970), «Девичий переполох» Милютина (1971) — отличает глубокая разработка характеров действующих лиц, яркая жизнерадостность, театральность.
Ставятся классические и современные произведения зарубежных композиторов: «Граф Люксембург» (1960), «Весёлая вдова» (1966) Легара, «Марица» Кальмана (1963), «Моя прекрасная леди» Лоу (1965) и др.
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982