Московский театр оперетты — первый государственный советский театр оперетты. Открылся 24 ноября 1927 года в Москве. Основан на базе существовавшего с 1922 года трудового коллектива артистов оперетты. Труппу составили артисты: Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, К. М. Новикова, З. А. Смирнова, В. С. Володин, М. Л. Волховской, М. И. Днепров, Т. К. Дунаев и др., заведующий художественной частью — Г. М. Ярон.
Здесь были поставлены первые советские оперетты: «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1938) Дунаевского, «Холопка» (1932) Стрельникова, «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1937) и др. Новое решение искали режиссёры в постановках зарубежных классических оперетт — «Роз-Мари» Фримля и Стотхарта (1928), «Летучая мышь» Штрауса (1933), «Фиалка Монмартра» (1933), «Сильва» (1941) Кальмана и др.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 часть труппы театра работала в Кузбассе, часть оставалась в Москве. Были поставлены «Девушка из Барселоны» Б. А. Александрова, «Табачный капитан» Щербачёва (обе в 1942) и др.
В 1947-53 главный режиссёр театра — И. М. Туманов. Были осуществлены спектакли «Вольный ветер» Дунаевского (1947), «Акулина» Ковнера (1949), «Трембита» (1949), «Первая любовь» (1953) Милютина, «Самое заветное» Соловьёва-Седого (1952). Для этих постановок характерно стремление к созданию актёрского ансамбля. В 1954-64 главный режиссёр театра — В. А. Канделаки, спектакли которого отличали яркие актёрские работы.
В разные годы в театре работали актёры: С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, С. Петрова, E. P. Савицкая, А. Г. Цензор, С. М. Аникеев, В. И. Алчевский, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, М. А. Качалов, А. А. Феона, Н. О. Рубан, В. Я. Хенкин, Т. Шмыга, Г. Васильев.
В 50-60-е годы поставлены спектакли: «Белая акация» Дунаевского (1955), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Фонари-фонарики» (1958), «Цирк зажигает огни» (1960) Милютина и др.
В 1964-75 художественный руководитель театра — народный артист РСФСР Г. П. Ансимов. Лучшие спектакли театра 60-70-х годов — «Баранкин, будь человеком» Туликова (1965), «Девушка с голубыми глазами» Мурадели (1966), «Конкурс красоты» Долуханяна (1967), «Белая ночь» Хренникова (1967), «Нет меня счастливее» Эшпая (1970), «Девичий переполох» Милютина (1971) — отличает глубокая разработка характеров действующих лиц, яркая жизнерадостность, театральность.
Ставятся классические и современные произведения зарубежных композиторов: «Граф Люксембург» (1960), «Весёлая вдова» (1966) Легара, «Марица» Кальмана (1963), «Моя прекрасная леди» Лоу (1965) и др.
В труппе театра (1976): нар. арт. РСФСР О. Н. Власова, Т. И. Шмыга. засл. арт. РСФСР Г. В. Васильев, С. М. Варгузова, Н. В. Куралесина, Т. Л. Санина, Ю. Н. Богданов, А. З. Горелик, А. В. Пиневич, H. К. Каширский, актеры В. Ф. Шишкин, В. М. Богачёв и др.
Литература: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, «Вечерняя Москва», 1928, No 112; Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1963.
М. H. Белых
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.