Рудольф Кемпе

Дата рождения
14.06.1910
Дата смерти
12.05.1976
Профессия
Страна
Германия
Рудольф Кемпе

Кемпе, Рудольф (нем. Rudolf Kempe; 14 VI 1910, Нидерпойриц, близ Дрездена — 12 V 1976, Цюрих) — немецкий дирижёр.

В раннем детстве овладел игрой на фортепиано и скрипке. В 1924–28 воспитанник оркестровой школы Дрезденской государственной капеллы. В 1928 работал гобоистом в Дортмундской опере, с 1929 — в оркестре Гевандхауза в Лейпциге, где в 1936 дебютировал как дирижёр. Работал в театрах Хемница (с 1942, в 1946 генерал-музик-директор) и Веймара (1948), руководил в Дрездене капеллой (с 1949) и Государственной оперой (с 1951). В 1952–54 генерал-музик-директор и дирижёр оперы в Мюнхене. В последующие годы выступал в Венской опере, в театрах «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера» (1955, 1956), в Зальцбурге и Байрёйте (1960); работал в Лондоне (1961) и Цюрихе (с 1963).

Дирижёрское искусство Кемпе характеризуется точностью техники, глубоким раскрытием авторского замысла. Особенно значительна его интерпретация музыки, исполненной большого драматизма («Электра» Р. Штрауса, симфонии П. И. Чайковского и др.).

Литература: Witeschnik A., Dirigenten, W., 1965.

E. Я. Рацер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


В творческой карьере Рудольфа Кемпе нет ничего, сенсационного, неожиданного. Постепенно, из года в год завоевывая все новые позиции, он к пятидесяти годам выдвинулся в число ведущих дирижеров Европы. Его художественные достижения основываются на прочном знании оркестра, и это не удивительно, ибо сам дирижер, что называется, «вырос в оркестре».

Уже в раннем возрасте он посещал занятия оркестровой школы при Саксонской Государственной капелле в родном Дрездене, где его педагогами были известные музыканты города — дирижер К. Штриглер, пианист В. Бахман и гобоист И. Кёниг. Именно гобой стал любимым инструментом будущего дирижера, который уже в восемнадцать лет выступал на первом пульте в оркестре Дортмундской оперы, а затем и в знаменитом оркестре «Гевандхауз» (1929—1933).

Но как ни велика была любовь к гобою, молодой музыкант стремился к большему. Он поступил дирижером-ассистентом в Дрезденскую оперу и там же дебютировал в 1936 году, продирижировав «Браконьером» Лорцинга. Затем последовали годы работы в Хемнице (1942—1947), где Кемпе прошел путь от хормейстера до главного дирижера театра, далее — в Веймаре, куда он был приглашен музыкальным руководителем Национального театра (1948), и наконец, в одном из старейших театров Германии — Дрезденской опере (1949—1951). Возвращение в родной город и работа там стали решающим моментом карьеры артиста. Молодой музыкант оказался достоин пульта, за которым стояли Шух, Буш, Бём...

С этого времени начинается международная известность Кемпе. В 1950 году он впервые гастролирует в Вене, а в следующем становится руководителем Баварской национальной оперы в Мюнхене, сменив на этом посту Г. Шолти. Но больше всего привлекали Кемпе гастрольные поездки. Он был первым немецким дирижером, приехавшим после войны в США: Кемпе продирижировал там «Арабеллой» и «Тангейзером»; он блестяще провел в лондонском театре «Ковент-Гарден» «Кольцо нибелунга»; в Зальцбург его пригласили ставить «Палестрину» Пфицнера.

Затем успех следовал за успехом. Кемпе гастролирует на Эдинбургских фестивалях, регулярно выступает в Западноберлинской филармонии, на Итальянском радио. В 1560 году он дебютировал в Байрёйте, продирижировал «Кольцом нибелунга» и впоследствии не раз выступал в «городе Вагнера». Дирижер возглавлял также лондонский Королевский филармонический и Цюрихский оркестры. Не порывает он и контактов с Дрезденской капеллой.

Сейчас почти нет страны в Западной Европе, Северной и Южной Америке, где не дирижировал бы Рудольф Кемпе. Хорошо знают его имя и любители грампластинок.

«Кемпе демонстрирует нам, что значит дирижерская виртуозность, — писал один немецкий критик.— С железной дисциплиной прорабатывает он партитуру за партитурой, чтобы достичь полного владения художественным материалом, которое позволяет ему легко и свободно лепить форму, не переходя при этом границ артистической ответственности. Конечно, это далось не легко, так как он штудировал оперу за оперой, пьесу за пьесой не только с дирижерской стороны, но и с точки зрения духовного содержания.

Так и получилось, что он может назвать «своим» очень широкий репертуар. Он исполняет Баха с полным сознанием традиций, усвоенных им в Лейпциге. Но он также дирижирует произведениями Рихарда Штрауса с экстазом и отдачей, как он мог это сделать в Дрездене, где в его распоряжении был блестящий штраусовский оркестр Государственной капеллы. Но он дирижировал и произведениями Чайковского, или, скажем, современных авторов с той увлеченностью и серьезностью, которые передались ему в Лондоне от такого дисциплинированного оркестра, как Королевский филармонический.

Высокий, стройный дирижер пользуется почти непостижимой точности движениями рук; поражает не только понятность его жестов, на прежде всего то, как он наполняет эти технические средства содержанием, чтобы достичь художественных результатов. Понятно, что его симпатии прежде всего обращаются к музыке XIX века — здесь он может наиболее полно воплощать ту внушительную силу, которая делает столь значительной его интерпретацию».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Мерс Каннингем Балетмейстеры

рекомендуем

смотрите также

Реклама