Нинет де Валуа

Дата рождения
06.06.1898
Дата смерти
08.03.2001
Профессия
Страна
Великобритания
Нинет де Валуа

Валуа, Нинет де (фр. Ninette de Valois; псевдоним, настоящее имя — Идрис Станнус, англ. Edris Stannus; 6 VI 1898, Балтибойс, Ирландия — 8 III 2001, Лондон) — английский балетмейстер, артистка балета, педагог.

Училась у Э. Эспиносы, Э. Чеккетти и др. В 1914 дебютировала как танцовщица (театр «Лицеум», Лондон). В 1923–25 солистка Русского балета Дягилева. Выступала до 1937. В 1926 организовала в Лондоне школу — Академию хореографического искусства, ученики которой проходили практику в театре «Олд Вик». В этом же театре Валуа в 1928 поставила «Безделушки».

Творческая дружба с Л. Бейлис, руководившей театром, способствовала тому, что в репертуар включались балетные спектакли. В 1931 школа вошла в состав театра «Сэдлерс-Уэллс», и молодая труппа стала называться «Вик-Уэллс балле» (с 1942 — труппа «Сэдлерс-Уэллс балле», с 1957 — Королевский балет).

Валуа проявила себя самобытным хореографом, опирающимся на традиции английской живописи и литературы. Поставила балеты «Иов» (1931, по мотивам У. Блейка, в жанре английской «маски»), «Карьера мота» Гордона (1935 по рисункам У. Хогарта), «Наше зрелище» Бойса (1940, по серии карикатур Т. Роулендсона). Балеты Валуа отличались экспрессией и драматичностью.

Творчество Валуа формировало эстетические принципы английского балетного театра, помогало его становлению и развитию. Валуа придавала огромное значение классическому танцу, включала в репертуар балетную классику, преимущественно русскую. В 1963 отошла от руководства труппой, занималась методикой преподавания классического танца в школе при труппе (до 1971). Валуа — почётный доктор Лондонского (1947), Оксфордского (1955) и других университетов. В 1950 и 1959 была в СССР.

Сочинения: Invitation to the ballet, L., 1937; Some problems of ballet today, в кн.: Gala performance, ed. by A. Haskell [a.o.], L., 1955; Come dance with me; a memoir. 1898 — 1956, L., 1957.

Литература: Neatby K., Ninette de Valois and the Vic-Wells Ballet, L., 1934.

Н. П. Рославлева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.


Нинет де Валуа

Всю жизнь ее мучила страшная болезнь – полиомиелит, но болезнь не смогла помешать ни карьере танцовщицы, ни работе балетмейстера. Эта великолепная женщина была невероятно мила в молодости, красива в зрелости и потрясающе роскошна в старости – а прожила она 102 года.

Идрис Станнус родилась 6 июня 1898 года в ирландской деревне Балтибойсе. С детства она мечтала попасть на сцену. Когда ей было семь лет, семья переехала в Англию. В тринадцать девочка уже танцевала в театре. Следовало подумать о будущем – а есть ли будущее у ирландской танцовщицы в Лондоне? Мама (начитавшись, видимо, книжек) придумала дочке звучный французский псевдоним – Нинет де Валуа. Французский акцент в имени в те времена очень приветствовался.

Девочка хотела стать балериной, но в стране не было профессиональной труппы – только заезжие гастрольные, да и они выступали в съемных театрах, чередуясь с цирковыми артистами. Профессионального балета в Великобритании не было вовсе. Отдельные танцевальные номера вклинивались в программы мюзик-холлов; в 10-е годы ХХ века выступать в компании с карликами и фокусниками приходилось даже великой Анне Павловой.

Анна Павлова слыла богиней, недостижимым идолом, и как раз тогда работала в Лондоне. Павловский «Умирающий лебедь» стал английским шлягером. Еще подростком в составе одной из бродячих трупп Нинет де Валуа протанцевала этот номер «на каждом пирсе Англии». Она сразу получила прозвище «маленькая Павлова».

Несколько лет девушка исполняла танцы в операх, играла пантомимные роли, пока ее не заметил Дягилев. Он оценил мастерство, но пришел в ужас от псевдонима – сказал, что это «смесь французских королей с кремовыми пирожными». Он предложил артистке взять русский псевдоним – это имело смысл, если ей предстояло поступить в русскую труппу. Но упрямая ирландка отказалась наотрез. Так она и вошла в историю с королевским именем.

Она всерьез занялась своим хореографическим образованием, ездила брать уроки у знаменитого Энрико Чекетти.

Она танцевала в балетах Брониславы Нижинской, Михаила Фокина, Леонида Мясина. Ей был интересен танец-модерн, но она изучала классику – уже тогда у нее зрела мысль о создании английского балета, и она понимала, что уроки Чеккетти и Николая Легата – это то, с чем придется иметь дело ближайшие лет двадцать, пока не подрастут поколения английских танцовщиков.

Однако, протанцевав у Дягилева два сезона, Нинет де Валуа вынуждена была прервать карьеру: в 26 лет у нее обнаружили серьезные признаки полиомиелита. Как выяснилось, несколько приступов она перенесла на ногах, не переставая танцевать. В 1926 году она отказалась от танцев, но не стала делать из этого трагедии. «Я не была великой балериной», – сказала она себе и сразу же взялась за новое, но очень ее увлекшее дело – в том же году открыла первую в Лондоне Академию хореографического искусства.

Ей все удавалось – то ли в силу везения, то ли в силу огромного организаторского таланта.

Спустя пять лет в театре «Седлерс Веллс» Нинет де Валуа организовала первую профессиональную балетную труппу Англии, безошибочно определив в хореографы авангардистку Мари Рамбер и традиционалиста Фредерика Аштона.

В труппе Нинет де Валуа выросли все балетные кумиры Великобритании – Алисия Маркова, Марго Фонтейн, Роберт Хелманн. В годы Второй мировой войны эта труппа стала передвижной и давала концерты в армии. Нинет де Валуа, возглавлявшая ее, вместе со своими артистами, среди которых было несколько учениц Матильды Кшесинской, в последние месяцы войны оказалась в Париже и первым делом посетила балетную студию прима-балерины императорского театра.

Нинет де Валуа принципиально не приглашала в труппу иностранцев даже после Второй мировой войны, когда совсем не было танцовщиков. Она считала, что иначе у национального балета не будет стимула развиваться. Она разъезжала по всей Англии, отыскивая талантливых детей, так как понимала, что только их усилиями сможет поддерживать английский стиль и дух в созданных ею коллективах.

После войны разросшийся «Седлерс Веллс балле» переехал в оперный театр Ковент-Гарден, а в 1956-м труппа получила государственный статус и стала именоваться Королевским балетом Великобритании. Незадолго до этого королева Великобритании посвятила Нинет де Валуа в рыцари (точнее – дала высокое звание Дамы), а Франция сделала балерину кавалером ордена Почетного легиона. Она удостоилась степеней почетного доктора литературы Оксфорда и почетного доктора музыки Лондонского университета. Она не поленилась встать за профессорскую кафедру Лондонского университета. Написала две книги: «Приглашение в балет» и «Потанцуй со мной». Однако в балетном мире ее продолжали называть просто Мадам, и у самых опытных артистов напрягались спины и начинали дрожать колени, когда эта крошечная женщина входила в репетиционный зал. Отладив систему обучения и поставив Королевский балет Великобритании вровень с признанными балетными лидерами мира, Нинет де Валуа оставила сначала труппу (в 1963-м), а потом и школу (в 1971-м).

В 90 лет она начала писать стихи. А накануне своего столетия сделала неожиданное признание: «Лучше бы я была писательницей, чем танцовщицей. Я получаю больше наслаждения от своей поэзии, чем когда-то получала от хореографии».

Дама Нинет де Валуа скончалась 8 марта 2001 года.

Д. М. Трускиновская
Источник: 100 великих мастеров балета, 2010 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Шарль Мюнш Дирижёры
Гражина Бацевич Композиторы
Кеннет Макмиллан Балетмейстеры
Ниязи Композиторы
Цезарь Пуни Композиторы
Хьюберт Пэрри Композиторы

Реклама