
Кавос Катерино Альбертович (30 X 1775, Венеция — 28 IV (10 V) 1840, Петербург) — русский композитор и дирижёр. По национальности итальянец.
Учился у Ф. Бьянки. В 1797 дебютировал как композитор «Патриотическим гимном в честь гражданской гвардии», который был исполнен в театре «Фениче» (Венеция). В конце 1798 — начале 1799 переехал в Россию. С 1799 служил при дирекции императорских театров в Петербурге, с 1806 капельмейстер русской оперы, с 1822 инспектор придворных оркестров, с 1832 директор музыки. Преподавал в Театральной школе и др. учебных заведениях Петербурга.
Кавос внёс большой вклад в развитие русского музыкального театра, его творчество способствовало формированию репертуара, воспитанию певцов и музыкантов. У него учились выдающиеся русские оперные артисты В. М. и С. В. Самойловы, О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, М. М. Степанова. Под руководством Кавоса были поставлены многие русские и иностранные оперы, в т. ч. впервые «Жизнь за царя» Глинки (1836).
Композитор написал свыше 50 музыкально-театральных произведений различных жанров. Не обладая ярким дарованием, Кавос был опытным и образованным музыкантом, внимательно следившим за развитием современной ему русской культуры. Кавос владел чувством сцены, умел находить верные средства для обрисовки драматических ситуаций. Кавос расширил формы ранней русской оперы, обогатил её выразительные средства, в частности усилил роль оркестра.
Его оперы написаны на русские сказочные, былинные и исторические сюжеты. Наиболее значительна среди них «Иван Сусанин» (либретто А. А. Шаховского), отразившая патриотический подъём, связанный с Отечественной войной 1812. В ней особенно выделяются хоровые сцены, решённые в народном духе, героический же образ русского крестьянина снижен сентиментально-морализующей трактовкой сюжета.
Большой популярностью пользовалась опера-водевиль «Казак-стихотворец» (либретто Шаховского), в которой композитор удачно выбрал и обработал украинские народные песни. Мелодии народных песен и танцев также занимают большое место в его патриотических дивертисментах.
В сотрудничестве с балетмейстером И. И. Вальберхом и Ш. Дидло Кавос создал балеты на анакреонтические и романтические сюжеты. Писал музыку и к драматическим спектаклям.
Сочинения:
оперы — Князь-невидимка (1905), Илья-богатырь (1906), Иван Сусанин (1815), Добрыня Никитич, или Страшный замок (совм. с Ф. Антонолини, 1818), Жар-птица, или Приключение Левсила царевича (1823); опера-водевиль Казак-стихотворец (1812); балеты — Зефир и Флора (1808; 2-я ред. 1818), Амур и Психея (1809), Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец (1817), Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов (1819), Кавказский пленник, или Тень невесты (по поэме А. С. Пушкина, 1823); балеты-дивертисменты — Ополчение, или Любовь к отечеству (1812), Праздник в стане союзных армий (1813), Торжество России, или Русские в Париже (1814), Возвращение ополчения (1815) и др.
Литература: Зотов Р., Биография капельмейстера Кавоса, «Репертуар русского театра», 1840, кн. 10; Дехтерева-Кавос С., Катерино Альбертович Кавос, «Русская старина», 1895, апрель; Блох Г., К. А. Кавос, «ЕИТ». Сезон 1896–1897, прилож., кн. 2, СПБ, 1898; Грачев П. М., К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790–1825, Л., 1956; Mооsеr R.-A., С. Cavos, «RMI», 1969, III.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.