Ирина Александровна Колпакова

Irina Kolpakova

Дата рождения
22.05.1933
Профессия
Страна
СССР

Ирина Александровна Колпакова / Irina Kolpakova

Лауреат (1-я премия) Международного фестиваля молодежи и студентов (Вена, 1959), III Международного фестиваля танца (Париж, 1965), заслуженная артистка РСФСР (1957), народная артистка РСФСР (1960), народная артистка СССР (1965), Государственная премия СССР (1980), Герой Социалистического Труда (1983).

Окончила ЛХУ в 1951 (ученица А. Вагановой), балетмейстерское отделение Лепинградской консерватории в 1982. С 1951 в Театре им. Кирова.

Первая исполнительница партий: Катерина, Ширин; Любимая («Берег надежды»), Дездемона («Отелло»), Нина («Маскарад»), Ева; «Снегурочка», «Мечта» («Хореографические миниатюры»), Ала («Скифская сюита»), Любовь («Человек»), Птица-мента («Икар» С. Слонимского), Неле («Тиль Уленшпигель»), «Посвящение» («Хореографические новеллы»), Наталия Николаевна («Пушкин»), Фея («Фея Рондских гор»); на своем творческом вечере (1969) исполнила спепиально для нее поставленные балеты «Двое» (балетм. О. Виноградов), «Ромео и Юлия» (балетм. И. Чернышев), «Концерт Вивальди» и «Дивертисмент» на муз. В. А. Моцарта (балетм. Г. Алексидзе); др. партии: Золушка, Тао Хоа; Повелительница дриад, Китри («Дон Кихот»), Мария, Сильфида; Аврора, принцесса Флорина, феи Нежности, Золота, Сапфиров («Спящая красавица»), Жизель, Монна, Зюльма («Жизель»), Маша, Куколка («Щелкунчик»), Джульетта, Сверстница Джульетты («Ромео и Джульетта»), Раймонда, Подруга Раймонды, вариация в сцене «Сон» («Раймонда»), Панночка, Сюимбике; Девица-кпаса («Страна чудес»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), Вера, Подруга Веры («Родные поля»), Менада («Спартак»), «Птица и охотник», «Вечная весна» («Хореографияеские миниатюры»), па-де-труа («Лебединое озеро»), вариация в акте «Тени» («Баядерка»), вальс (опера «Иван Сусанин»), Солистка («Па-де-катр» на муз. Ц. Пуни), Бабочка («Бабочка»), лезгинка (опера «Руслан и Людмила»).

Участвовала в вечерах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе.

Снималась в к/ф «Один из нас», «Волшебство», «Хореографические миниатюры», «Тема с вариациями», «Барышня и хулиган», «Мастера ленинградского балета», «Танцует Ирина Колпакова», «Ирина Колпакова», «Дом у дороги».

Ирина Александровна Колпакова / Irina Kolpakova

Колпакова — классическая балерина лирического амплуа. Имеет прекрасные природные данные: пропорционально развитую фигуру, хрупкую и стройную, отличается легким, высоким прыжком, благородной манерой исполнения, музыкальностью. Представительница строгого академического стиля, безупречно владеет виртуозным танцем, который в ее исполнении производит впечатление легкости, воздушности. Великолепная исполнительница ролей классического репертуара.

Встреча с хореографией Ю. Григоровича открыла Колпаковой дорогу в современном искусстве.

«Колпакова... оказалась в самом горниле творческой жизни, новаторских поисков и свершений. Встречи с выдающимися хореографами, определившими пути развития современного советского балета, решили ее судьбу. ...Выразительность, обретенная в танце, способность проникать в его образный строй, вот в чем секрет ее взлета, ее успеха» (В. Чистякова).

Выступление балерины в роли Катерины привлекло внимание зрителей, товарищей по работе, прессы. В партии Ширин балерина продемонстрировала законченное мастерство художника, создав необычайно поэтичный образ. Балерине близки характеры ее современниц, она умеет вносить в них поэзию. Выступая в роли Любимой в спектакле «Берег надежды», «Колпакова безошибочно ощутила пульс современности, чутко восприняла стремление авторов воссоздать романтику подвига современных героев» (Г. Кремшевская). Творческое достижение Колпаковой — образ Евы. Ее танец в этой партии — «символ поэзии и тончайшей одухотворенности» (М. Бялик).

«С мастерством и опытом, с растущей славой нередко приходит успокоение. Не так у Колпаковой. С годами, пробуя силы в разных хореографических формах и жанрах, она приобретала все больший вкус к творчеству. Ничто новое, только что родившееся в хореографии, не ускользало от ее внимания...» (М. Ильичева).

Танцовщица с интересом и плодотворно работала с Л. Якобсоном, Г. Алексидзе, И. Чернышевым, Н. Касаткиной, Ю. Василёвым, И. Бельским, В. Елизарьевым, О. Виноградовым.

«В самые беспокойные времена встречаются художники, призванные, вопреки всем страстям века, сконденсировать в своей индивидуальности и утвердить своим творчеством все гармоническое и позитивное в действительности, высветить веру в человека, в его доброе предназначение. Таким художником в балете 50—70-х гг. стремительного и напряженного XX в. стала Ирина Колпакова. Ее совершенное искусство спокойно, без пафоса и нажима, убеждает в вечности идеалов добра, любви, красоты» (М. Ильичева).

Сочинения: Последний выпуск.— В кн.: А. Я. Ваганова. Л., 1958; Гармония движений рождает танец (интервью с М. Ильичевой).— Сов. балет, 1982, № 1.

Литература: Ильичева М. Ирина Колпакова,— Л., 1979; 2-е изд., 1986; Ирина Колпакова [Буклет, авт. текста В. Красовская, М. Ильичева].— Л., 1984; Чистякова В. Ирина Колпакова,— В кн.: Ленинградский балет сегодня. М.; Л., 1967, вып. 1; Михайлова И. И. Колпакова — Аврора.— Театр, 1957, № 2; Львов-Анохин Б. И. Колпакова,— Муз. жизнь, 1961, № 6; Чистякова В. Ирина Колпакова,— Театр, 1966, № 2; Бродская Г. Творческий вечер Ирины Колпаковой.— Там же, 1970, № 11; Карп П. Ирина Колпакова.— Театральный Ленинград, 1958, № 4; Кремшевская Г. Ирина Колпакова.— Смена, 1956, 7 июля; Чистякова В. Танцует Ирина Колпакова,— Ленингр. правда, 1958, 29 янв.; ее же. Народная артистка.— Веч. Ленинград, 1963, 8 февр.; Вечеслова Т. Поэзия, грация, красота.— Ленингр. правда, 1965, 2 нояб.; Кремшевская Г. 80 минут танца.— Там же, 1969, 30 дек.; ее же. Поэзия поиска,— Сов. культура, 1973, 24 июля; Ильичева М. Ирина Колпакова,— Муз. жизнь. 1980, № 23; Григорьев А. Ирина Колпакова,— Театр. 1981, № 2; Мухин К. Ирина Колпакова — Сов. балет, 1983, № 3; Ступников И. Сама жизнь языком танца,—Ленингр. панорама, 1984, № 2.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама