Юджин Орманди

Дата рождения
18.11.1899
Дата смерти
12.03.1985
Профессия
Страна
США
Юджин Орманди

Орманди, Юджин (англ. Eugene Ormandy, настоящая фамилия — Блау, Blau; 18 XI 1899, Будапешт — 12 III 1985, Филадельфия) — американский дирижёр. По национальности венгр.

Учился игре на скрипке с 5 лет, с 9 лет у Е. Хубая в Академии музыки им. Ф. Листа в Будапеште, где позднее преподавал. Концертировал как скрипач с 7-летнего возраста. В 1917–21 концертмейстер первых скрипок в «Блютнер-оркестре» в Берлине. С 1921 живёт в США. С этого года концертмейстер, с 1924 дирижёр, с 1925 заместитель музик-директора «Капитолтиэтр» в Нью-Йорке. В 1931 выступил с Филадельфийским симфоническим оркестром (заменил А. Тосканини). В 1931–36 главный дирижёр симфонического оркестра в Миннеаполисе. С 1936 2-й дирижёр, с 1938 главный дирижёр Филадельфийского симфонического оркестра, с которым много гастролирует в США, а также в Австралии (1944), странах Южной Америки (1946) и Европы (1950–58; почти ежегодно); в СССР выступал в 1958.

Как руководитель этого оркестра Орманди продолжает традиции своего предшественника Л. Стоковского; проявил выдающиеся качества организатора, художественного руководителя и педагога. Орманди — дирижёр романтического стиля. Отличается строгим вкусом, точностью воспроизведения авторского замысла, широтой репертуара, совершенством техники, профессиональной выдержкой, проявляемыми при исключительно интенсивном концертировании.

С наибольшим успехом исполняет произведения Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Штрауса. Выступает только с симфоническими оркестрами (единственная работа Орманди в театре — «Летучая мышь» И. Штрауса, поставлена в «Метрополитен-опера», 1950–51). Был первым исполнителем 3-й симфонии и Симфонических танцев С. В. Рахманинова.

Литература: Гинзбург Л., Филадельфийский оркестр, «СМ», 1958, No 7; Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Gelatt R., Music-makers, N. Y., 1953, p. 50–56; Stoddard H., Symphony conductors of the USA, N. Y., 1957.

Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Юджин Орманди

Имя этого дирижера неразрывно связано с историей одного из лучших симфонических оркестров мира — Филадельфийского. На протяжении трех с лишним десятилетий Орманди бессменно возглавляет этот коллектив — случай едва ли не беспрецедентный в практике мирового искусства. В тесном творческом общении с этим оркестром, по существу, сформировался и вырос талант дирижера, творческий облик которого и сегодня немыслим вне «филадельфийцев». Однако справедливо напомнить, что Орманди, как и большинство американских дирижеров его поколения, — выходец из Европы. Он родился и вырос в Будапеште; здесь в возрасте пяти лет поступил в Королевскую музыкальную академию и в девять лет начал концертировать как скрипач, одновременно занимаясь у Ене Хубаи. И все же Орманди был, пожалуй, едва ли не первым крупным дирижером, чей творческий путь начался в США. О том, как это произошло, сам дирижер рассказывает следующее:

«Я был неплохим скрипачом и давал много концертов после окончания Королевской академии в Будапеште (по классам композиции, контрапункта, фортепиано). В Вене меня услышал американский импресарио и пригласил в Нью-Йорк. Это было в декабре 1921 года. Я лишь потом узнал, что он вовсе не импресарио, но было уже поздно — я находился в Нью-Йорке. Меня слушали все крупные менеджеры, все соглашались, что я отличный скрипач, но мне нужна была реклама и хотя бы один концерт в «Карнеги-холл». Все это стоило денег, которых у меня не было, поэтому я поступил в Театральный симфонический оркестр на последний пульт, за которым просидел пять дней. Через пять дней счастье мне улыбнулось: меня сделали концертмейстером! Прошло восемь месяцев, и однажды дирижер, вовсе не зная, умею ли я вообще дирижировать, передал мне через сторожа, что мне придется дирижировать на следующем концерте. И я дирижировал, притом без партитуры... Мы исполняли Четвертую симфонию Чайковского. Меня тут же назначили четвертым дирижером. Так началась моя дирижерская карьера».

Последующие несколько лет были для Орманди годами совершенствования в новой для него области. Он посещал концерты Нью-йоркского филармонического оркестра, за пультом которого стояли тогда Менгельберг, Тосканини, Фуртвенглер, Клемперер, Клайбер и другие прославленные мастера. Постепенно молодой музыкант поднялся до должности второго дирижера оркестра, а в 1926 году стал художественным руководителем оркестра Радио — тогда довольно скромного коллектива.

В 1931 году счастливое стечение обстоятельств помогло ему обратить на себя внимание: Артуро Тосканини не смог приехать из Европы на концерты с Филадельфийским оркестром, и после тщетных поисков замены руководство рискнуло пригласить молодого Орманди. Резонанс превзошел все ожидания, и ему тут же предложили пост главного дирижера в Миннеаполисе. Там Орманди проработал пять лет, выдвинувшись в число наиболее заметных дирижеров нового поколения. И в 1936 году, когда Стоковский покинул Филадельфийский оркестр, ни у кого уже не вызвало удивления, что Орманди стал его преемником. На столь ответственный пост его рекомендовали Рахманинов и Крейслер.

За десятилетия работы с Филадельфийским оркестром Орманди завоевал огромный авторитет во всем мире. Этому способствовали и его многочисленные гастроли на разных континентах, и необозримый репертуар, и совершенство руководимого им коллектива, и, наконец, контакты, связывающие дирижера со многими выдающимися музыкантами нашего времени. Тесные дружеские и творческие связи поддерживал Орманди с великим Рахманиновым, неоднократно выступавшим вместе с ним и его оркестром. Орманди был первым исполнителем Третьей симфонии Рахманинова и его же Симфонических танцев, посвященных автором Филадельфийскому оркестру.

Неоднократно выступал Орманди и с советскими артистами, гастролировавшими в США за последние годы, — Э. Гилельсом, С. Рихтером, Д. Ойстрахом, М. Ростроповичем, Л. Коганом и другими. В 1956 году Орманди во главе Филадельфийского оркестра гастролировал в Москве, Ленинграде и Киеве. В обширных и разнообразных программах мастерство дирижера раскрылось со всей полнотой.

Характеризуя его, советский коллега Орманди Л. Гинзбург писал: «Музыкант огромной эрудиции, Орманди поражает своими выдающимися профессиональными способностями, особенно памятью. Пять больших и сложных программ, включающих также и сложные современные произведения, он дирижировал на память, показав свободное и детальнейшее знание партитур. За тридцать дней пребывания в Советском Союзе Орманди провел двенадцать концертов — пример редкой профессиональной выдержки... Орманди не обладает ярко выраженным эстрадным обаянием. Характер его дирижирования прежде всего деловой; он почти не заботится о внешней, показной стороне, все его внимание поглощено контактом с оркестром и той музыкой, которую он исполняет. Обращает на себя внимание большая, чем мы привыкли, протяженность его программы. Дирижер смело сочетает произведения разных стилей и эпох: Бетховен и Шостакович, Гайдн и Прокофьев, Брамс и Дебюсси, Р. Штраус и Бетховен»...

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама