Имя Тома было хорошо известно современникам и как автора оперы «Миньон», выдержавшей за 30 последних лет его жизни свыше 1000 представлений, и как хранителя традиций Парижской консерватории, желавшего при жизни остаться человеком прошлого.
Шарль Луи Амбруаз Тома родился 5 августа 1811 года в провинциальном Меце, в музыкальной семье. Отец, скромный преподаватель музыки, очень рано начал учить его игре на фортепиано и скрипке, так что в девять лет мальчик считался уже прекрасным исполнителем на этих инструментах. После смерти отца семья переехала в столицу, и в семнадцать лет Тома поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепиано и композиции у Ж. Ф. Лесюэра.
Успехи Тома были столь велики, что он регулярно завоевывал премии: в 1829 году — по фортепиано, в следующем — по гармонии и, наконец, в 1832-м — высшую награду по композиции, Большую Римскую премию, которая давала право на трехлетнее пребывание в Италии. Здесь Тома изучал современную итальянскую оперу и в то же время под влиянием известного художника Энгра полюбил музыку Моцарта и Бетховена.
Вернувшись в 1836 году в Париж, композитор через год выступил с первой комической оперой, затем подряд написал еще восемь. Этот жанр стал основным в творчестве Тома. Успех принесла непритязательная одноактная опера «Кади» (1849) — близкая к оперетте пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, приводившая позднее в восторг Бизе остроумием, неувядаемой молодостью и мастерством. За ней последовал «Сон в летнюю ночь» с королевой Елизаветой, Шекспиром и персонажами его других пьес, но вовсе не той комедии, которая дала название опере.
В 1851 году Тома был избран членом Французской академии и стал профессором Парижской консерватории (среди его учеников — Массне).
Расцвет творчества Тома приходится на 1860-е годы. Немаловажную роль в этом сыграл выбор сюжетов и либретистов. Последовав примеру Гуно, он обратился к Ж. Барбье и М. Карре и, вслед за «Фаустом» Гуно (1859) по трагедии Гёте, написал свою «Миньон» (1866), положив в основу роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», а после «Ромео и Джульетты» Гуно (1867) — «Гамлета» (1868) по Шекспиру. Последняя опера считалась наиболее значительным произведением Тома, тогда как наиболее популярной долго оставалась «Миньон», выдержавшая уже в первом сезоне 100 представлений.
Эти оперы привели к новому росту авторитета Тома: в 1871 году он стал директором Парижской консерватории. А за год до того почти 60-летний композитор показал себя подлинным патриотом, вступив с началом франко-прусской войны добровольцем в армию. Однако директорство не оставляло Тома времени для творчества, и после «Гамлета» в течение 14 лет он не написал ничего. В 1882 году появилась его последняя, 20-я опера — «Франческа да Римини» по «Божественной комедии» Данте. После еще семи лет молчания было создано последнее сочинение по Шекспиру — фантастический балет «Буря».
Умер Тома 12 февраля 1896 года в Париже.
Тома, Шарль Луи Амбруаз (фр. Charles Louis Ambroise Thomas; 5 VIII 1811, Мец — 12 II 1896, Париж) — французский композитор, педагог. Член Института Франции (1861).
В детстве обучался игре на скрипке и фортепиано под руководством отца, музыкального педагога. В 1832 окончил Парижскую консерваторию, где занимался в классах Ф. В. М. Калькбреннера (фортепиано), В. Дурлена (гармония), А. Барберо (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра (композиция). Получил за кантату «Герман и Кетти» Римскую премию (1832), обеспечившую ему 3-летнее пребывание в Италии (Рим, Неаполь, Флоренция, Болонья, Венеция, Триест), в Вене.
Возвратившись в Париж (1836), Тома дебютировал в 1837 в театре «Опера комик» одноактной оперой «Двойная лестница», заслужившей одобрительный отзыв Г. Берлиоза. Успех сопутствовал и второй его комической опере «Парикмахер регентства» (1838), но последующие произведения оказались менее удачными.
Своим признанием Тома обязан комическим операм «Кади» (1849) и «Сон в летнюю ночь» (связана с комедией У. Шекспира только названием, 1850). В 50-60-е гг. написал ещё несколько комических опер, но они вскоре были забыты. С 1852 профессор (с 1871 директор) Парижской консерватории (среди его учеников — Ж. Массне), в 60-х гг. директор театра «Опера комик».
Подлинную славу принесла композитору опера «Миньон» (1866, театр «Опера комик»). В этой лучшей своей опере Тома выступил вслед за Ш. Гуно как создатель жанра лирической оперы. «Миньон» (либретто М. Карре и Ж. Барбье по мотивам романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте) изобилует драматическими и мелодраматическими ситуациями, эффектным сопоставлением контрастных персонажей, сочными жанровыми эпизодами. Легко запоминаемая задушевная или изящно-игривая мелодика, преимущественно романсового склада, пикантная ритмика, тонкая, красочная оркестровка, широкое использование народно-песенных и танцевальных жанров, сценичность музыкально-драматического действия, искренняя, хотя и неглубокая, патетика определили длительный успех оперы.
При всех положительных качествах и техническом совершенстве музыка Тома лишена яркого своеобразия, отчётливой индивидуальности и глубины содержания, что особенно сказалось в его большой опере «Гамлет» (1868, «Королевская академия музыки и танца»); композитор, использовав лишь внешние элементы фабулы трагедии Шекспира и завершив действие «благополучной» развязкой, создал чувствительную лирико-бытовую драму, чуждую какой-либо идейной проблематики. Однако доходчивость и мелодичность, яркая театральность музыки Тома обусловили успех и этой оперы.
Подобная чисто внешняя трактовка сюжетов из классической литературы отличает также оперу «Франческа да Римини» (на сюжет из «Божественной комедии» Данте, 1882) и фантастический балет «Буря» (по пьесе Шекспира, 1889).
Сочинения:
оперы — Двойная лестница (Le double echelle, 1837, театр «Опера комик», Париж), Парикмахер регентства (Le perruquier de la regence, 1838, там же), Цветочная корзинка (Le panier fleuri, 1839, там же), Карлина (1840, там же), Граф Карманьоль (Le comte de Carmagnole, 1841, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Партизан (Le guerillйro, 1842, там же), Анжелика и Медор (1843, театр «Опера комик», Париж), Мина, или Любовь втроём (Mina ou Le menage, а trois, 1843, там же), Кади (1849, там же), Сон в летнюю ночь (Songe d’une nuit d’ete, 1850, там же), Раймонд, или Секрет королевы (Raymond ou Le secret de la reine, 1851, там же), Садовая беседка (La tonelli, 1853, там же), Двор Селимены (La cour de Celimene, 1855, там же), Психея (Psyche, 1857, там же), Венецианский карнавал (Le carnaval de Venise, 1857, там же), Роман Эльвиры (Le roman d’Elvire, 1860, там же), Миньон (1866, там же), Гамлет (1868, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Жиль и Жилотэн (1874, театр «Опера комик», Париж), Франческа да Римини (1882, Париж); балеты — Цыганка (La gipsy, совм. с Ф. Бенуа, 1839, театр «Корол. академия музыки и танца», Париж), Бетти (1846, там же), Буря (La tempete, 1889, «Гранд-Опера», Париж); кантаты — Герман и Кетти (1832), на открытие памятника Лесюэру в Абвиле (1852) и памяти Буальдьё (1875); Реквием (1833), Торжественная месса (Messe solennelle, 1857); Фантазия для фортепиано с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио, струнный квартет, струнный квинтет; фортепианные пьесы; хоры, мотеты; квартеты для мужских голосов; 6 неаполитанских канцон и др.
Литература: Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Опера в Михайловском театре, «Жизнь искусства», 1918, 30 нояб., Esсudiеr L., Mes souvenirs, P., 1863, 1868; Hans1iсk E., Die moderne Oper, В., 1875 (рус. пер. главы: А. Тома, в газ. «Музыкальный листок», 1877, 24 апр., 1, 8, 15 мая); Curzon H. de, Ambroise Thomas, P., 1921; Combarieu J., Histoire de la musique, t. 3, P., 1928, p. 366–68 (рус. пер. отд. глав — в кн.; Французская музыка 2-й половины 19 в. Сб. переводных работ…, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938, с. 153–59); Andrieux G., Catalogue de manuscrits musicaux d’A. Thomas, P., 1935; Cooper M., Ambrois Thomas, L., 1950; Achter M. J., Felicien D., Ambroise Thomas and French opera lyrique. 1850–70, Ann Arbor, 1972 (Diss.).
Е. Ф. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.