Кульминация (от лат. culmen, родит. падеж culminis — высшая точка, вершина; нем. Kulmination) — момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении или какой-либо относительно завершённой его части. К. образуются уже в мелодии, где составляют вершины мелодич. волн. Однако К. не всегда представляет наивысший звук мелодич. волны — большое значение здесь имеют метро-ритмич. и ладово-гармонич. факторы. Как правило, кульминац. звук, помимо высоты, выделяется своей продолжительностью, метрич. акцентом (сильная доля). С ладовой стороны кульминац. звук является в большей или меньшей мере неустойчивым (VI, иногда III, VII и др. ступени). Если мелодия состоит из неск. мелодич. волн, каждая может иметь свою «местную» К., одна из к-рых является и К. всей мелодии как волны более крупного плана. Такая К. чаще всего находится во 2-й половине мелодич. построения (напр., периода), вблизи т.н. точки «золотого сечения».
Встречаются и случаи, когда К. располагается в начале мелодии (первый или второй её звук). К. этого рода близка к т.н. «вершине-источнику» (термин Л. А. Мазеля), характерному для песенности слав. народов, в частности русской и украинской. В мелодиях с вершиной-источником К. в настоящем своём смысле, т. е. как момент наивысшего напряжения, достигнутого в процессе развития, отсутствует.
Встречаются и мелодии с «рассредоточенной» К. — т.н. «вершиной-горизонтом» (термин Л. А. Мазеля). Порой К. составляет не один звук, но целый мелодич. оборот, а по отношению к очень протяжным, широко развитым мелодиям можно говорить и о целой кульминац. области, «зоне». К. в многогол. гомофонной музыке представляет собой углубление, усиление мелодич. К., в т. ч. с помощью гармонич., динамич. и тембровых средств.
К. в крупной муз. форме отличается большей протяжённостью, нередко её образует кульминац. проведение одной из тем. Такая К. также обычно располагается вблизи точки золотого сечения целого. В сонатных allegro К. часто приходится на окончание разработки и начало репризы (1-я часть 9-й симфонии Бетховена). В муз.-сценич. произв. К. образуется в соответствии с общими законами драмы как одного из иск-в; концертные её проявления в разл. видах муз.-драм. сочинений (см. Драматургия музыкальная).
Литература: Мазель Л. A., О мелодии, М., 1952, с. 114–35; его же, Строение музыкальных произведений, М., I960, с. 58–64; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 79–94; Weinmann F., Zur Struktur der Melodie, «Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», 1904, Bd 35; Tосh E., Melodielehre, В., (1923) (рус. пер. — Учение о мелодии, М., 1928); Сhailley J., Essai sur les structures melodiques, «RM», 1959, v. 44; Hess W., Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1–2, (W.), 1960–64.. См. также лит. к статьям Мелодия и Форма музыкальная.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.