Лейпцигская школа

Категории словаря

«Лейпцигская школа» — направление в немецкой музыке, возникшее в середине 19 века в тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Лейпцигской школе принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона: И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман.

Восприняв новые романтические веяния, Лейпцигская школа, однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтического новаторства, принципы и характер творческой деятельности её представителей сложились в русле умеренного романтизма и классических традиций. Ведущее значение при этом имели эстетические взгляды, деятельность и творчество Мендельсона.

Представители Лейпцигской школы опирались в своём творчестве на композиционные средства немецкой классической музыки, на национальные бытовые жанры. Лейпцигская школа способствовала подъёму немецкой музыкальной культуры в трудных условиях политической раздробленности и провинциальной отсталости. Большую роль сыграла пропаганда Лейпцигской школой музыкальных произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Лейпцигской школы обогатили репертуар любительского музицирования множеством несложных, национально ярких произведений — песен, вокальных ансамблей, хоров, фортепианных и скрипичных пьес.

Во 2-й половине 19 в. в Лейпцигской школе стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Лейпцигской школы почти не отразились события буржуазно-демократической Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона — К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков — представителей Лейпцигской школы — М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер.

В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Лейпцигская школа превратилась в оплот музыкального академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и Веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Лейпцигской школы крупной творческой индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Лейпцигской школы было творчество И. Брамса. К началу 20 в., когда определяющими для развития немецкой музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Лейпцигская школа утратила своё значение как самостоятельное направление.

Литература: Друскин М., История зарубежной музыки второй половины XIX в., М., 1963, с. 6–13;Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 288–90, 293–94; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди…, пер. с нем., М., 1966; Kneschke E., Das Conservatorium der Musik in Leipzig, Lpz., (1868); Festschrift zum 75-jahrigen Bestehen des Koniglichen Konservatoriums der Musik zu Leipzig, Lpz., 1918; Heyer H., Festschrift zum 175-jahrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956.

Г. В. Крауклис
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Музыкальная грамота Термины и понятия
Датский балет Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Вена музыкальная Национальные культуры
Венгерская музыка Национальные культуры
Оркестр Термины и понятия
Lento, ленто Теория музыки
Жюри Термины и понятия
Фольклорный ансамбль Термины и понятия
Секундаккорд Теория музыки
Серийная музыка Термины и понятия

Реклама