Магнитофон

Категории словаря

от магнит и греч. ponn — звук

Аппарат для магнитной записи звука и её воспроизведения. Запись осуществляется на спец. магнитной ленте, покрытой составом из ферромагнитного порошка и связующего вещества, скрепляющего между собой частицы порошка и удерживающего их на её поверхности. В некоторых портативных моделях вместо ленты применяется тонкая проволока из магнитного материала (никель-кобальт и др.).

М. состоит из лентопротяжного устройства, магнитных головок для записи звука, её воспроизведения и стирания, усилителя записи, усилителя воспроизведения, высокочастотного генератора для дополнит. подмагничивания ферромагнитного покрытия ленты при записи и для стирания записи, блока питания, микрофона и репродукторов. Запись с помощью магнитофона основана на явлении остаточного магнетизма (см. Звукозапись). Звуковые колебания последовательно преобразуются в электрические и магнитные; последние воздействуют на ферромагнитное покрытие магнитофонной ленты, образуя в нём остаточный магнетизм, колебания интенсивности к-рого отвечают записанным звуковым колебаниям. При воспроизведении магнитная дорожка возбуждает электрич. колебания, к-рые усиливаются и преобразуются в колебания звуковые.

Магнитная запись звука впервые была осуществлена дат. физиком В. Паульсеном в 1898. Первые промышленные М. выпустила в 1931 нем. фирма "Гефифон"; в них применялась поперечная запись на металлич. магнитной ленте. С этого времени М. непрерывно совершенствовались. В качестве звуконосителя начала применяться бумажная лента, покрытая эмульсией с ферромагнитным порошком, а затем лента из органич. материала - ацетилцеллюлозы, триацетата, капрона и др. Это увеличило прочность ленты на разрыв и растяжение, уменьшило её остаточную деформацию. Вместо поперечной записи стала использоваться продольная (в направлении передвижения ленты). Была установлена стандартная ширина ленты - 6,3 мм. Для увеличения динамич. диапазона и уменьшения уровня шумов было введено добавочное подмагничивание звуконосителя. Улучшение качества магнитофонной ленты сделало возможным уменьшение скорости её движения, а также запись на двух и более звуковых дорожках при той же ширине ленты. Это позволило осуществлять стереофонич. запись и её воспроизведение; в 1970-е гг. вошла в обиход и квадрофонич. запись (см. Стереофония).

В СССР и за рубежом выпускаются М. разл. типов. Важнейшими показателями М. являются размер и вес, скорость подачи ленты, число звуковых дорожек по ширине ленты, размеры рулона или кассеты с лентой, диапазон записываемых и воспроизводимых частот, величина искажений, выходная мощность, тип источника питания.

Чем больше скорость подачи ленты, тем легче достигается высокое качество записи - запись широкого диапазона частот при минимальных искажениях. Однако с увеличением скорости движения ленты уменьшается время звучания рулона той же длины. Поэтому с улучшением качества магнитофонных лент наиболее употребит, скорости движения ленты снижаются. Ранее в проф. студийных М. применялись скорости 76,2 см/сек и 38,1 см/сек. В отдельных конструкциях совр. М. используется скорость 38,1 см/сек, в большинство же скорость 19,05 см/сек, что всё же позволяет записывать и воспроизводить широкую полосу частот - примерно от 20-30 до 24000 герц - с незначит. искажениями (отношение сигнал - шум 60 децибелов и более). В бытовых М., рассчитанных на использование любителями музыки и в учебно-педагогич. практике, помимо скорости 19,05 см/сек, обычно предусмотрена возможность применения скорости 9,53 см/сек, иногда и 4,75 см/сек; эта последняя скорость служит для записи и воспроизведения речи, поскольку вполне удовлетворит, разборчивость речи достигается и при относительно неширокой полосе записываемых частот. В портативных М. применяется и скорость 2,4 см/сек.

В бытовых М., как правило, используется 2-дорожечная запись: запись производится лишь на одной половине ширины ленты при данном её положении и на другой при обратном её положении. Этим достигается экономия ленты - при той же скорости движения ленты на той же её длине умещается запись вдвое большего времени звучания. В бытовых стереофонич. M. и квадрофонич. М. обычно применяется 4-дорожечная запись, причём для записи и воспроизведения в стереофонич. М. одноврем. используются две соседние дорожки верхней или нижней половины рабочей поверхности ленты (каждый из каналов стереофонич. записи требует отд. дорожки).

Стационарные студийные М. допускают применение катушек, вмещающих 1000 м ленты, что при скорости 38,1 см/сек даёт продолжительность непрерывного звучания 43 мин. В бытовых М. применяются катушки на 500 м плёнки (43 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек), 300 м и 250 м (22 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек, 43 минуты звучания при скорости 9,53 см/сек). В портативных (карманных) М. используются катушки меньших размеров. Для бытовых, особенно портативных, М. выпускаются и специальные, более тонкие ленты; на стандартной катушке может умещаться тонкой ленты в 1,5-2 раза больше, чем ленты обычной толщины. Всё большее распространение в быту получают кассетные М., в к-рых обе катушки заключены в спец. коробку - кассету; для проигрывания записи в М. вставляется кассета, а не отд. катушка, что облегчает и упрощает пользование аппаратом (отпадает необходимость заправлять на приёмной кассете конец ленты).

Студийные и бытовые М. питаются от сети переменного тока, портативные (карманные) М. - от батарей или аккумуляторов.

Особые типы М. - диктофон, позволяющий воспроизводить записанную речь с пониженной скоростью (для удобства записи текста - от руки или на пишущей машинке) без смещения вниз всей полосы частот, и "говорящая книга" для слепых, где речь записывается на спец. широкой ленте (13 мм) на 24 дорожках, что при длине рулона 300 м даёт суммарную продолжительность записи 12 часов при удовлетворительном для речи диапазоне частот 150-5000 герц.

Всё более широкое применение находит комбинированная запись на широкой ферромагнитной ленте звука и изображения, "развёрнутого" и преобразованного в электрич. колебания по телевизионному принципу (видеомагнитофон).

Изобретение М. расширило возможности звукозаписи и в частности записи музыки. Ранее лишь фонограф допускал немедленное воспроизведение записанного: однако валик с записью изнашивался уже после неск. проигрываний, к тому же продолжительность записей была незначительной, а валики громоздкими и требовали для хранения больших помещений. С изобретением М. появилась возможность сразу после записи воспроизводить записанное, причём магнитофонная лента может проигрываться многократно без какого-либо ухудшения качества звучания и является компактной, что делает её удобной для хранения (правда, при длительном хранении магнитофонных записей возможно ухудшение их качества, связанное с т. н. копирэффектом, однако существуют способы, позволяющие избежать этого). Притом запись даже на относительно недорогих бытовых М. при соблюдении соответствующих условий получается достаточно высококачественной. Т. о., М. даёт возможность музыканту-исполнителю как бы "со стороны" прослушать исполняемые им произв. на любой стадии их разучивания, композитору - записывать в непосредственном звучании импровизационные эскизы будущих сочинений. В большой мере облегчился процесс записи произведений нар. иск-ва музыкантом-фольклористом. Любитель музыки с помощью М. может записать любое интересующее его исполнение музыки - в быту, по радио, на концерте, переписать редкие грампластинки и магнитофонные записи. Очень широкое применение М. нашёл в радиовещании. Он полностью вытеснил использовавшуюся ранее оптич. запись, более дорогую, менее высококачественную, не столь оперативную и требующую громоздкой аппаратуры. Важным достоинством магнитофонной записи сравнительно с оптической является также лёгкость и простота монтажа ленты. Постепенно передачи "с микрофона" всё больше уступают место передачам с магнитофонной записи, к-рые позволяют избежать каких-либо случайностей. Но и идущие "с микрофона" муз. передачи обычно записываются на магнитофонную ленту, так что оказывается возможным в любое время повторить их. М. используется и при производстве грампластинок (см. Граммофонная пластинка) - запись производится на магнитофонную ленту, и уже по этой записи изготовляется форма для штамповки грампластинок. За рубежом и в СССР выпускаются в продажу магнитофонные ленты и кассеты с уже осуществлённой записью муз. произведений, к-рые начинают конкурировать с грампластинками.

Литература: Болдырев И. О., О магнитофоне и его роли в развитии советской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, M., 1959, 1967 (совм. с Л. Г. Лишиным); Pахомов Ю. Д., Зарубежные магнитофоны, М.-Л., 1961; Колищук В. Г. и Травников E. H., Конструирование и расчет магнитофонов, К., 1965; Курбатов Н. В. и Яновский Е. Б., Узлы и детали магнитофонов, Л., 1965; их же, Справочник по магнитофонам, М., 1966; Ганзбург М. Д., Магнитофоны, М.-Л., 1966; Гладышев Г. И., Магнитофоны (справочник), К., 1969. См. также лит. при ст. Звукозапись.

Л. С. Термен

реклама

вам может быть интересно

Хабанера Музыкальные жанры
Микст Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Нонет Термины и понятия
Квартет Термины и понятия
Горн Музыкальные инструменты
Иранский балет Балет и танец
Шанхай Города
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Польская музыка Национальные культуры
Курай Музыкальные инструменты

Реклама