К камерному инструментальному ансамблю Джан Франческо Малипьеро обратился довольно поздно, лишь в 1919 году, когда была написана пьеса для скрипки и фортепиано «Песня издалека».
К числу его наиболее значительных камерно-ансамблевых произведений нужно отнести восемь струнных квартетов, написанных между 1920 и 1964 годами. Среди них примечательны Первый («Rispetti e strambotti», 1920) и Второй («Stornelli e ballate», 1923), в которых переосмыслены жанры итальянской народной, а также средневековой профессиональной музыки. Эти два сочинения отмечены неистощимой изобретательностью в трактовке инструментов, в метроритмической сфере и в динамической организации музыкальной формы.
В Третьем квартете (1931), носящем подзаголовок «Песнопения в мадригальном стиле», с оттенком иронии, но и с проникновенным лиризмом воссоздается характер мадригального пения. Шестой квартет (1947) имеет название «Ноев ковчег», которое, возможно, отражает скрытую мысль о ковчеге в «потопе» Второй мировой войны.
Без подобного рода скрытых программ (к которым в своей инструментальной музыке любил прибегать Малипьеро) написаны Четвертый (1934), Седьмой (1950) и Восьмой (1964) квартеты. Пятый квартет (1950), имеющий подзаголовок «dei capricci» (квартет каприччио), основан на музыке оперы Малипьеро «Каприччио Калло».
Большой знаток итальянского инструментального искусства XVI–XVIII веков, Малипьеро в ряде произведений обращается к старинным составам ансамбля (в этом отношении он сближается с П. Хиндемитом). Здесь можно назвать Ричеркары и «Выдумки» для одиннадцати инструментов, «Эподы и ямбы» для скрипки, альта, гобоя и фагота (1932), Сонату для флейты, арфы и струнного трио (1934) и Сонату для четырех деревянных духовых инструментов (1954).
Интереснейшим образцом камерной инструментальной музыки Малипьеро являются его «Диалоги» (1956–1957). Первый диалог («С Мануэлем де Фальей») — для оркестра, второй («Между двумя фортепиано») — для двух фортепиано, третий («С Якопоне да Тоди») — для голоса и двух фортепиано, четвертый — для пяти духовых, пятый — для альта и оркестра, шестой — для клавесина и оркестра, седьмой — для двух фортепиано и оркестра, восьмой («Смерть Сократа») — для баритона и малого оркестра.
Немало произведений, отмеченных тонкой поэтичностью и изяществом, написал Малипьеро для фортепиано, а также для голоса в сопровождении фортепиано. Среди последних заслуживают упоминания Три стихотворения А. Полициано (1920) и «Италийские времена года» (1923).
Камерно-инструментальные произведения
• 8 струнных квартетов («Rispetti е strambotti», 1920; «Stornelli e ballate», 1923; Песнопения в мадригальном стиле, 1931; 1934; Квартет каприччио, 1950; «Ноев ковчег», 1947; 1950; «Для Элизабеты», 1964)
• Диалог № 2, для двух фортепиано
• Диалог № 4, для пяти духовых инструментов
• Ричеркары и «Выдумки» для одиннадцати инструментов (1925, 1926)
• Трио-соната для скрипки, виолончели и фортепиано (1927)
• «Эподы и ямбы» для скрипки, альта, гобоя и фагота (1932)
• Соната для флейты, арфы и струнного трио (1934)
• Соната для четырех деревянных духовых инструментов (1954)
• Произведения для фортепиано, скрипки с фортепиано и др.
Камерно-вокальные произведения
• Сонеты судьбы для голоса и фортепиано (1909)
• Три стихотворения А. Полициано для голоса и фортепиано (1920)
• «Италийские времена года» для голоса и фортепиано (1923)
• «De profundis» для голоса, альта, литавр и фортепиано (1937)
• Диалог № 3, «С Якопоне да Тоди», для голоса и двух фортепиано на слова Якопоне да Тоди «Семь радостей любви» для голоса и четырнадцати инструментов (1945)
• «Passer mortuus est» для вокального ансамбля a cappella на слова Катулла (1952)
• Диалог № 8, «Смерть Сократа», для баритона и малого оркестра на слова Федона (1957)
С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.