Йозеф Маркс

Дата рождения
11.05.1882
Дата смерти
03.09.1964
Профессия
Страна
Австрия
Йозеф Маркс / Joseph Marx

Маркс, Йозеф (нем. Joseph Rupert Rudolf Marx; 11 V 1882, Грац — 3 IX 1964, там же) — австрийский композитор и музыкальный критик. Изучал историю искусства и философию в университете Граца. В 1914-1924 преподавал теорию музыки и композицию в Венской музыкальной академии. В 1925-27 ректор Высшей музыкальной школы в Вене. В 1927-30 преподавал композицию в учебных заведениях Анкары. Выступал с музыкально-критическими статьями.

Широкое признание принесли Марксу песни для голоса с фортепиано (всего около 150), написанные под влиянием X. Вольфа и отчасти французских импрессионистов. К числу высших достижений Маркса относится и вокальный цикл с оркестром «Просветлённый год» («Verklärtes Jahr», 1932). Определяя свой творческий стиль, Маркс называл себя «романтическим реалистом».

Мастерством музыкального колорита отмечены оркестровые сочинения Маркса, посвященные воссозданию картин природы: «Осенняя симфония» (1922), «Весенняя музыка» (1925), «Северная рапсодия» («Нордландская», 1929), «Осенний праздник» (1945), «Castelli romani» для фортепиано с оркестром (1931), а также «Весенняя соната» для скрипки и фортепиано (1948), некоторые хоры. Тонкое чувство стилизации проявил Маркс в «Романтическом концерте» для фортепиано с оркестром (1920), «Старовенских серенадах» для оркестра (1942), струнных квартетах «В античном стиле» (1938), «В классическом стиле» (1941) и др.

Среди учеников Маркса — И. Н. Давид и А. Мелихар. Почётный профессор университета в Граце (1947). Почётный член Академии наук Австрии. Президент Австрийского союза композиторов.

Литературные сочинения: Uber die Funktion von Intervall, Harmonie und Melodie beim Erfassen von Tonkomplexen, 1909 (Diss., рукоп.); Welche Gesetzmassigkeiten begreift die Musiktheorie unter der Tonalitat, 1934 (рукоп.); Harmonielehre, W., 1934; Kontrapunktlehre, W., 1935; Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946.

Литература: Семидесятипятилетие Йозефа Маркса, «CM», 1957, No 6; Рубин M., Й. Маркс, человек и музыкант, там же, 1963, No 5; Liess A., Joseph Marx, Graz, 1943; Werba E., Joseph Marx: Eine Studie, W., 1964.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Йозеф Маркс — композитор, музыкаль­ный критик и музыковед, педагог, воспитавший ряд австрий­ских музыкантов (у него учились Г. фон Айнем, Р. Шоллум, И. Н. Давид), с 1922 по 1925 год бывший директором Венской академии музыки. На протяжении многих лет он вел активную музыкально-критическую деятельность в крупных венских журналах, прервав ее только в 1933–1945 годах, в период фа­шистской диктатуры.

Широкий гуманитарный кругозор, пристрастие к классичес­кой-австрийской музыкальной традиции определили многое в творческих исканиях Маркса. В историю австрийской музыки он вошел как художник, развивавший традиции немецкой ро­мантической песни. В песенном творчестве Маркса (более ста сочинений) находят продолжение принципы, характерные для лирики Г. Вольфа: детализированная, тонкая декламация, под­черкнутое внимание к слову, к поэтической атмосфере стиха.

Даже выбор текстов подчас связан у него с австро-немецкой песенной традицией — Рюккерт, Эйхендорф, Хейзе («Итальян­ская книга песен», 1912, — своеобразное продолжение цикла Вольфа), но большинство песен написано все же на стихи со­временных поэтов — У. Уитмена, А. Жиро, К. Гамсуна, а так­же на собственные.

В стилистике вокального творчества Мар­кса, особенно в гармонии и фактуре, заметны следы влияния Дебюсси и Скрябина, что придает особый — импрессионист­ски красочный — колорит его песенной лирике.

В 20-30-е годы в творчестве Маркса обнаруживаются, но­вые тенденции — интерес к инструментальному мышлению, к жанрам камерной и симфонической музыки, к крупной форме классиков и романтиков; в его стиле заметно явное тяготение к контрапункту. Эти черты, родственные неоклассицизму, свой­ственны таким сочинениям, как два фортепианных концерта — Романтический (1920) и «Castelli romani» («Римские замки», 1930), цикл из трех струнных квартетов: Первого, Хроматичес­кого (1937), Второго, «В античном духе», основанного на цер­ковных ладах (1938), и Третьего, «В классическом духе» (1941), а также большим оркестровым произведениям: Осенней симфо­нии (1922), Северной рапсодии (1929), Старовенским серенадам (1942).

Наследие Маркса, помимо песен и оркестровых про­изведений, включает ряд произведений для хора, камерного ансамбля, фортепиано, органа.

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама

вам может быть интересно

Луи Андриссен Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Нинет де Валуа Танцовщики
Фриц Штидри Дирижёры
Ивонна Лорио Пианисты
Джон Кейдж Композиторы
Тамара Рохо Танцовщики

Реклама