Ирина Ивановна Масленникова

Дата рождения
03.06.1918
Дата смерти
11.02.2013
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия, СССР
Ирина Ивановна Масленникова

Ирина Ивановна Масленникова (3 июня 1918 — 11 февраля 2013) — русская советская оперная певица (сопрано), педагог, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра СССР (1943—1960). Народная артистка РСФСР (1957).

Имя советской певицы Ирины Ивановны Масленниковой неразрывно связано с двумя «легендами» отечественного оперного искусства — Сергеем Лемешевым и Борисом Покровским. Но прежде всего она прославилась собственным талантом и мастерством, обладая чистейшим колоратурным сопрано. Снегурочка, Джильда, Мими — эти и многие другие партии исполняла она с исключительной проникновенностью.

Родина певицы — Киев, отец ее — по профессии преподаватель математики — происходил из дворянского рода. Проявив в детстве музыкальные способности, Ирина с девятилетнего возраста обучалась фортепианной игре, а музыкальное училище закончила по двум отделениям — как пианистка и как вокалистка. При поступлении в Киевскую консерваторию она сделала выбор в пользу пения. В годы учения она выступала в консерваторских постановках, среди которых были такие оперы, как «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера.

На третьем курсе талантливую студентку приняли на стажировку в Киевский театр, но начало творческой деятельности Масленниковой пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Учеба была прервана (консерваторию Масленникова закончила позднее — экстерном), театр же был эвакуирован в Уфу. Артистов не хватало катастрофически, и это позволило молодой певице выступить в течение одного сезона в шести центральных ролях. Она замечала, как тянутся люди к искусству в такие тяжелые времена, как важно для них видеть и слышать нечто прекрасное.

В 1943 году, при возвращении в Киев, Масленникова проездом оказалась в Москве. Ей хотелось увидеть Большой театр, но здание было повреждено во время бомбежки, большая часть труппы находилась в эвакуации в Куйбышеве, а спектакли с участием немногих оставшихся в столице исполнителей шли в филиале. Певица посетила один из этих спектаклей, а на следующий день совершила поистине отчаянный поступок: явилась к директору и прямо заявила, что желает петь в Большом театре. Дирижер Самуил Абрамович Самосуд, присутствовавший при этом, назначил ей прослушивание, после которого певица была принята в театр и сразу же введена в спектакль «Риголетто» на роль Джильды.

Так в 1943 году состоялся дебют Масленниковой в Большом театре. Он оказался успешным, и ей стали давать новые партии: Антонида, Снегурочка и другие. За годы работы в Большом театре Ирина Ивановна исполнила более двух десятков партий. К каждой она подходила очень серьезно, стремясь к максимальной достоверности. Например, работая над заглавной партией в «Лакме» Лео Делиба, певица изучала жизнь и быт Индии — как одеваются индийские женщины, какие у них прически и даже особенности походки. Каждая героиня, воплощаемая ею, была поистине «живым человеком» — будь то кокетливая Церлина в моцартовском «Дон-Жуане» или своенравная, эгоистичная Зофья в «Гальке» Станислава Монюшко. Но не только шедевры прошлого воплощала на сцене Масленникова — в ее репертуар входили и новые произведения. Например, певица исполняла партию Дуни в опере Михаила Ивановича Красева «Морозко», впервые представленной в 1950 году.

Масленникову знала не только отечественная публика. В 1947 году она удостоилась первой премии на Фестивале молодежи и студентов, который проходил в Праге, а в1950 году пела Антониду во время гастролей в Болгарии.

Супругом Ирины Ивановны стал Сергей Яковлевич Лемешев, с которым она познакомилась в Большом театре. Их дочь Мария впоследствии тоже стала оперной певицей. После расставания с Лемешевым Масленникова стала женой другого выдающегося деятеля Большого театра — режиссера Бориса Александровича Покровского. Вместе с ним она работала над созданием Камерного театра, ныне носящего имя Покровского. Она разделяла творческие принципы Бориса Александровича: никакого «бессмысленного» звука, всё должно быть подчинено драматургическим задачам. Покровский был сторонником исполнения опер в переводе, и в этом Масленникова тоже помогала ему — она перевела на русский язык немало оперных либретто, первым из которых стало либретто «Давайте ставить оперу» Бенджамина Бриттена.

Относясь к созданию сценических образов очень серьезно и ответственно, Масленникова считала, что певица почтенного возраста не должна выходить на сцену в образе юной девушки — а именно таково подавляющее большинство сопрановых партий, поэтому в 1960 году она приняла решение оставить сцену. Ирина Александровна посвятила себя педагогической деятельности, которую начала еще в 1956 году в ГИТИСе. С 1974 года она преподавала в консерватории в Москве, а с 2002 года работала с молодыми певцами в Центре оперного пения Галины Вишневской.

Многие явления вызывали тревогу у певицы в последние годы. Ирина Ивановна с сожалением замечала, что в консерватории студентов-вокалистов больше не учат актерскому мастерству, что в Большом театре не стало стажерской группы, прежде готовившей кадры для театра, что ставка делается во многом на приглашенных иностранных певцов, которые в большинстве своем ничуть не лучше отечественных. Но больше всего сомнений вызывали у Масленниковой работы некоторых современных режиссеров, которые певица оценивала как «с претензией на оригинальность, но по сути пустые и далекие от существа произведений».

Ирина Масленникова ушла из жизни в 2013 году.


Ирина Ивановна Масленникова

Творчество Ирины Масленниковой

Ирина Ивановна Масленникова — одна из первых молодых певиц, появившихся в Большом театре в сороковые годы. Небольшой, но ясный и свежий голос (лирико-колоратурное сопрано), высокая исполнительская и общая культура, естественность и правдивость создаваемых ею образов, прекрасные внешние данные — все это помогло И. Масленниковой стать одной из ведущих артисток театра. Ее быстрый рост оказался естественным следствием большого таланта и неуклонной работы над собой в условиях дружеской взаимопомощи, поддержки со стороны коллектива передового советского театра.

Ирина Масленникова росла в Киеве, в скромной трудовой семье; ее отец был учителем, мать — конторской служащей. С детства будущая артистка проявляла большую музыкальность,— училась играть на фортепиано, участвовала в самодеятельных хоровых кружках. Окончив школу-десятилетку, она уже знала, что цель ее жизни — пение, музыка, артистическая деятельность. Талантливость, врожденная музыкальность и хорошие вокальные данные уже тогда стали подсказывать юной певице, что именно здесь ее настоящий путь. В Киевском музыкальном училище Ирина Масленникова занималась одновременно на двух факультетах — фортепианном и вокальном. Ее первым учителем пения был Ф. Н. Паляев.

В 1938 году И. Масленникова поступила в Киевскую консерваторию — сначала также по двум классам, но вскоре решила оставить фортепианный факультет и целиком посвятить себя пению. Годы занятий в консерватории ли годами напряженного труда, больших радостей и волнений, годами первых творческих успехов. Помимо занятий пением с профессором Тессейр и учения других музыкальных дисциплин, юная певица работала, то участия в оперном хоре, то аккомпанируя вокалистам. К этому же времени относится и первые ее сценические выступления в оперных спектаклях консерваторской студии. Успешное исполнение партий Сюзанны в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» и Церлины в опере Обера «Фра-Диаволо» выявило уже тогда первоклассные вокальные и сценические данные Ирины Масленниковой.

Студенткой третьего курса консерватории она была принята в качестве стажерки в Киевский театр оперы и балета. Это было в апреле 1941 года, через два месяца началась война. Прервав учебу в консерватории, Ирина Масленникова эвакуировалась с театром в Уфу, где началась ее настоящая артистическая деятельность, подготовившая певицу ко вступлению в лучший оперный театр Советского Союза. В апреле 1943 года Ирина Масленникова приехала в Москву и была принята в находившийся тогда в столице Филиал Большого театра СССР.

Свежесть и обаяние ее голоса, достаточно зрелое техническое мастерство, большая музыкальная культура, простота и скромность молодой артистки покорили слушателей уже в первых, противоположных по характеру, ролях, с которыми она выступила на сцене Филиала. Это были — Джильда в опере Верди «Риголетто» и Розина в опере Россини «Севильский цирюльник».

Способность перевоплощаться, правдиво передавать самую глубину переживаний изображаемого лица ясно обозначилась уже в этих первых лях Ирины Масленниковой. Простодушная, нежная и наивная дочь шута Риголетто, поднимающаяся до больших трагических переживаний женщины, обманутой в своем глубоком, искреннем чувстве, Джильда — Ирина Масленникова производила неизгладимое впечатление.

Ярким контрастом ей была роль живой, капризной и пылкой Розины, горячим увлечением борющейся за свое счастье; Розина — И. Масленникова вся искрилась задором и лукавством. В обеих этих партиях молодая вица показала превосходное владение голосом: легкую, подвижную технику, безупречную чистоту интонации, красоту и мягкость тембра.

Первые успехи

Летом 1943 года И. Масленникова поехала в Свердловск, где находись в то время эвакуированная Киевская консерватория, и сдала экстерном государственные экзамены, получив диплом с отличием. Тем же летом Москву возвратилась труппа Большого театра, и началась подготовка к открытию сезона на основной сцене. Ирине Масленниковой была поручена партия Снегурочки в возобновляемой постановке одноименной гениальной оперы Римского-Корсакова. С увлечением принялась артистка за работу. Много занималась сама, консультировалась у В. В. Барсовой и Е. К. Катульской. Осенью состоялась премьера. Это был первый большой художественный успех артистки, тем более значительный и ценный, что партия Снегурочки — одна из самых трудных в мировой оперной литературе. «Пожалуй, больше всего я люблю петь партию Снегурочки,— говорит И. Масленникова.— Чистота, свежесть и поэтичность этого образа, созданного Римским-Корсаковым, вечно будет пленять исполнителя и слушателей».

Художественная чуткость подсказала артистке единственно правильный путь: до конца прочувствовать музыку и следовать за воплощенными в ней тончайшими душевными переживаниями Снегурочки. И как постепенно раскрывается, изменяясь, музыкальный образ Снегурочки, так же постепенно расцветала, преображаясь от сцены к сцене, И. Масленникова. Простота и естественность ее пения и сценического исполнения помогли ей тонко, правдиво, музыкально и психологически оправданно показать превращение детски чистой и холодной дочери Весны и Мороза во взрослую девушку, сердце которой впервые забилось горячей человеческой любовью.

Партия Снегурочки была новой ступенью в артистическом росте Ирины Масленниковой. Она знаменовала начало ее творческого расцвета. В течение последующих лет в репертуар ее вошли почти все основные партии лирико- колоратурного сопрано в операх, идущих на сценах Большого театра и его филиала. Одним из наиболее интересных и выразительных образов, созданных Ириной Масленниковой, можно считать образ Джульетты в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Бессмертная шекспировская трагедия требует от исполнителя настоящего таланта драматического актера. И в этом смысле Ирина Масленникова достигла многого, показав себя артисткой, способной глубоко почувствовать и передать обаяние шекспировской Джульетты. Превосходно владея вокальной партией, певица сумела вникнуть в душевный мир Джульетты и раскрыть динамику образа. Как некогда в роли Джильды, И. Масленникова показала и здесь постепенное превращение своей героини из шаловливой девочки в самоотверженную, героическую в своей любви женщину. Особенно запоминаются сцена на балконе, когда Джульетта — И. Масленникова говорит Ромео о своей любви, и дуэт с патером Лораном из предпоследней картины (в спальне Джульетты). Речь Лорана, описывающего ужасные ощущения после принятия снотворного напитка, мелодраматически насыщена до предела. Слушая его, Джульетта — И. Масленникова застывает, цепенеет от ужаса. Ее скорбное, бледное лицо выражает неподдельное отчаяние, но в крепко сжатых губах, в остановившемся взгляде уже чувствуется зарождение той внутренней силы, которая заставит ее через несколько минут протянуть руку к флакону и бесстрашно поднести его к губам.

Ту же драматическую сторону своего дарования развивала И. Масленникова, работая над образом Лакмэ в одноименной опере Делиба (постановка 1950 г.). Ирина Масленникова не следует установившейся традиции рисовать Лакмэ условно-экзотической красавицей, неизвестно какой национальной принадлежности («восток вообще»). Чтобы сжиться с образом Лакмэ, понять ее психологию, артистка стремилась лучше ознакомиться с настоящим бытом Индии, с той реальной, конкретной обстановкой, которая окружает героиню оперы. Ирина Масленникова занялась серьезным изучением костюмов, причесок, обычаев индусских женщин, стараясь с возможной точностью передать их в своей одежде, походке, жестах. Правдивость внешнего облика артистка сочетала с большой психологической глубиной в раскрытии душевного мира Лакмэ. Результатом явился своеобразный, очень содержательный и поэтический образ индусской девушки. Артистка подчеркивает в образе Лакмэ ее душевную силу и стойкость. Переживая тяжелый конфликт между любовью к англичанину Джеральду и своим патриотическим долгом, она пытается примирить эти непримиримые чувства, хочет верить, что Джеральд не будет бороться против ее народа. Трагическое «прозрение» вызывает единственный, неизбежный выход — и это исключительно ярко, правдиво и с подкупающей простотой показывает Ирина Масленникова. В трогательной сцене смерти Лакмэ артистка еще раз раскрывает душевное благородство и мужество простой индусской девушки. Не хуже, чем драматические, удаются И. Масленниковой характерные, жанровые партии. Верно и тонко обрисовывает она избалованную польскую панночку Зофью, невесту Януша, в опере Монюшко «Галька». Артистка подчеркивает высокомерие, своенравие и эгоизм Зофъи, в противоположность искренним страданиям покинутой Янушем Гальки.

В роли Церлины

Весела и изящна юная испанская крестьянка Церлина в опере Моцарта «Дон Жуан». Ирина Масленникова оттеняет присущее Церлине сочетание лукавого кокетства и мягкого обаяния. Очаровательно исполняет она арию Церлины «Ах, прибей меня, Мазетто, успокой свое сердечко», когда плутовка постепенно смягчает разгневанного жениха, обезоруживая его своей покорностью и мнимым раскаянием. Свежий, звонкий голос артистки становится при этом покорным, нежным и вкрадчивым, на лице написано совершенно детское огорчение; но, чувствуя как постепенно тает сердце Мазетто, Церлина — И. Масленникова воодушевляется, глаза ее загораются задорным огоньком, и к концу арии она уже готова пуститься в пляс от радости, убедившись, что гнев жениха бессилен перед ее чарами...

Но особенно любит И. Масленникова свои партии в русских классических операх. После Снегурочки больше всего дороги ей оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», в которых артистка исполняет партии Людмилы и Антониды. Образы этих искренних, верно любящих, стойко и мужественно переносящих испытания, русских девушек глубоко прочувствованы И. Масленниковой. Особенно удается ей Антонида, дочь Ивана Сусанина. И. Масленникова умело находит гармонию между лирическими переживаниями Антониды и бытовыми чертами, рисующими эту простую русскую крестьянку, скромную и трудолюбивую.

Когда она появляется на крыльце отцовского дома и, задумчиво всматриваясь вдаль, начинает петь свою протяжную каватину (первое действие), чувствуется, что артистка совершенно забыла о зрителе, о сцене,— так естественно, просто живет она в образе Антониды. В ней нет ни нарочитой «игры», ни, наоборот, скованных движений певицы, занятой исполнением трудной арии. Все мизансцены ясны, просты и четки. Вот она спустилась по ступеням, прислонилась к стене, запела. И. Масленникова поет здесь от всей души, как действительно поют крестьянские девушки, в протяжной, безбрежной народной песне изливающие свои думы, свою тоску о милом, свои мечты о счастье... Прощание Антониды с отцом, которого уводят враги (третье действие),— один из самых захватывающих моментов оперы, очень талантливо исполняемый И. Масленниковой. Горе девушки, отчаянная, безнадежная попытка вырвать отца из рук врагов, остановить, не пустить его — все это она исполняет правдиво и безыскусственно. Особенно сильный момент — при появлении девушек-подруг, идущих поздравлять невесту. Антонида — И. Масленникова в это время сидит на скамье, совершенно онемевшая, обессилевшая от горя и скорби; остановившимися, невидящими глазами, с выражением бесконечного отчаяния, смотрит она вдаль, в пространство, — и как рыдание, как жалоба, вырывающаяся из самой глубины души, звучит ее нежный, мягкий голос со словами: Не о том скорблю, подруженьки...

С большой теплотой и задушевностью исполняет И. Масленникова партию Дуни в детской опере М. Красева «Морозко». Ее Дуня — юное, кроткое существо, еще почти ребенок, горько, несправедливо обиженный злой мачехой. Трудолюбивая, ласковая, веселая — такой оказывается Дуня в своих встречах с дедом Морозом и лесными зверюшками. Трогательно жалуется она на свою судьбу (ариозо во второй картине, обращение к Морозу в их первом дуэте) и радостно водит хоровод с зайчиками. Художественная чуткость, никогда не покидающая И. Масленникову, подсказала ей изумительную детскую непосредственность при исполнении этой роли в детском спектакле. В своих неоднократных концертных выступлениях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и других городах артистка показала большое исполнительское мастерство. Программы ее выступлений обычно очень содержательны. В них входят произведения русских и западных классиков и советских композиторов, артистка справляется с разнообразными трудностями трактовки и технических особенностей каждого произведения.

Ирину Масленникову знают и за пределами Советского Союза. В 1947 году она принимала участие в конкурсе вокалистов на Международном фестивале демократической молодежи в Праге и была удостоена первой премии. В том же году молодая певица с успехом концертировала в городах Германии и Польши, а в 1950 году побывала в гастрольной поездке в Болгарии, где выступала в концертах и в оперном спектакле «Иван Сусанин» Глинки (в Софийском театре оперы и балета).

В дни 175-летия Большого театра И. И. Масленниковой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

реклама

вам может быть интересно

Антонио Саккини Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Эдвин Фишер Дирижёры
Николай Николаевич Евреинов Музыкальные и театральные деятели
Филип Гласс Композиторы
Игорь Бутман Инструменталисты

Реклама