
Морель, Виктор (фр. Victor Maurel; 17 VI 1848, Марсель — 22 X 1923, Нью-Йорк) — французский певец (баритон).
Учился в Марсельской и Парижской консерваториях (у Вотро и А. Дювернуа). В 1868 дебютировал в парижском театре «Гранд-Опера» (партия Невера — «Гугеноты»), затем гастролировал в др. странах, в т. ч. в Италии («Ла Скала», Милан, 1870). Известность получил после выступлений в театре «Ковент-Гарден» (Лондон, 1873–79). В 1874–75 и 1878–79 приезжал в Россию. В 1879–94 выступал на сцене «Гранд-Опера», пел также в театрах Нью-Йорка, Милана, Неаполя, Мадрида, Каира и др. В 1905 оставил сцену. С 1909 занимался педагогической деятельностью в Нью-Йорке.
Один из выдающихся певцов конца 19 — начала 20 вв. Голос Мореля не был сильным, но его исполнение отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В своём искусстве развивал художественные принципы Дж. Верди — стремление к естественности, простоте исполнения.
Верди написал для Мореля партии Яго (Милан, 1887) и Фальстафа (там же, 1893). Другие партии: Риголетто, Фигаро; Амонасро («Аида»), Дон Жуан; Граф ди Луна («Трубадур»), Ренато («Бал-маскарад»), Тонио (первое исполнение), Вильгельм Телль; Гамлет («Гамлет» Тома), Тельрамунд («Лоэнгрин»).
Автор ряда работ, посвящённых главным образом оперному исполнительству.
Литературные сочинения: A propos de la mise en scene du drame lyrique «Otello», Roma, 1888; Le chant renove par la science, P., 1892; Un probleme d’art, P., 1893; A propos de la mise en scene de «Don Juan», P., 1896; L’art du chant, P., 1897; Dix ans de carriere (1887–1897), P., 1897.
Литература: Strakosch M., Souvenirs d’un impresario, P., 1887; Rogers F., Victor Maurel: his career and his art, «MQ», 1926,No 4; Tegani H., Cantanti d’una volta. Mil., (1945); Rosenthal H., Two centuries of Opera at Covent Garden, 1958; Kolodin I., The Metropoliten Opera. 1883–1966, 4 ed., N. Y., 1967.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.