Зубин Мета

Дата рождения
29.04.1936
Профессия
Страна
Индия
Зубин Мета (Zubin Mehta)

Зубин Мета родился в Бомбее, вырос в музыкальной семье. Его отец Мели Мета основал Бомбейский симфонический оркестр и руководил Американским молодежным симфоническим оркестром в Лос-Анджелесе.

В начале своей карьеры, невзирая на семейные музыкальные традиции, Зубин Мета решил учиться на врача. Однако в возрасте восемнадцати лет он оставил медицину и поступил в Венскую академию музыки. Через семь лет он уже дирижировал Венским и Берлинским филармоническими оркестрами, став одним из наиболее известных и востребованных оперных и оркестровых дирижеров мира.

С 1961-го по 1967 год Зубин Мета был музыкальным руководителем Монреальского симфонического оркестра, а с 1962-го по 1978 год возглавлял Филармонический оркестр Лос-Анджелеса. Следующие тринадцать лет маэстро Мета посвятил Нью-Йоркскому филармоническому оркестру. На посту музыкального руководителя этого коллектива он находился дольше всех предшественников. Более 1000 концертов – таков итог деятельности маэстро и знаменитого оркестра в этот период.

С Израильским филармоническим оркестром Зубин Мета начал сотрудничество в 1969 году в качестве музыкального консультанта. В 1977-м он был назначен художественным руководителем оркестра. Спустя четыре года это звание было присвоено маэстро Мете пожизненно. С Израильским оркестром он объехал пять континентов, участвуя в концертах, записях и гастролях. В 1985 году Зубин Мета расширяет диапазон творческой деятельности и становится консультантом и главным дирижером фестиваля «Флорентийский музыкальный май». Начиная с 1998 года, на протяжении пяти лет он являлся музыкальным руководителем Баварской государственной оперы (Мюнхен).

Зубин Мета – лауреат многочисленных международных премий и государственных наград. Званиями Почетного доктора его отметили Еврейский университет, Тель-Авивский университет и Институт Вейцмана. В честь Зубина Меты и его покойного отца, дирижера Мели Меты, было названо отделение музыковедческого факультета Еврейского университета в Иерусалиме. В 1991 году на церемонии вручения Премии Израиля знаменитый дирижер получил специальную награду.

Зубин Мета – почетный житель Флоренции и Тель-Авива. Звание почетного члена в разные годы присвоили ему Венская и Баварская государственные оперы, венское Общество друзей музыки. Он является почетным дирижером филармонических оркестров Вены, Мюнхена, Лос-Анджелеса, оркестра фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и Баварского государственного оркестра. В 2006 – 2008 гг. Зубин Мета был награжден премией «Жизнь в музыке – Артур Рубинштейн» в венецианском театре «Ла Фениче», почетной премией Кеннеди-Центра, премией Дэна Дэвида и Императорской премией от Японской императорской семьи.

В 2006 году в Германии издана автобиография Зубина Меты под названием «Die Partitur meines Leben: Erinnerungen» («Партитура моей жизни: воспоминания»).

В 2001 году в знак признания заслуг маэстро Мета удостоен звезды на голливудской «Аллее славы».

Дирижер занимается активным поиском и поддержкой музыкальных талантов по всему миру. Вместе с братом Зарином он руководит Музыкальным фондом Мели Меты в Бомбее, на средства которого более 200 детей получают классическое музыкальное образование.


Мета, Зубин (англ. Zubin Mehta; р. 29 IV 1936, Бомбей) — индийский дирижёр.

Музыке обучался под руководством отца — скрипача и дирижёра. С 1954 занимался в венской академии музыки по классу дирижирования X. Зваровского. Лауреат Международного конкурса молодых дирижёров в Ливерпуле (1958, 1-я премия). В 1959 дебютировал в Вене как симфонический дирижёр. В 1959- 1960 ассистент И. Маркевича, руководитель симфонического оркестра в Монреале, с 1962–66 главный дирижёр этого оркестра. Гастролировал с монреальским оркестром во многих странах (в 1962 в СССР). С 1961 возглавляет филармонический оркестр в Лос-Анджелесе и руководит Монреальскими музыкальными фестивалями.

Пластичность и импровизационная свобода, тонкий вкус, огромный артистический темперамент — отличительные черты его искусства.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Еще сравнительно недавно музыканты из стран Европы безраздельно господствовали за дирижерскими пультами мира. Но за последние годы в странах Азии, обретших независимость и развивающих собственную культуру, стали появляться талантливые и высокопрофессиональные артисты, с успехом выступающие на мировой эстраде. Среди них почетное место занимает Зубин Мета. Его блестящая и необычная карьера демонстрирует талант и мастерство, ставящие Мету в один ряд с ведущими мировыми дирижерами молодого поколения.

Мета родился в Бомбее. Отец мальчика — одаренный скрипач и дирижер местного любительского оркестра — решил воспитать сына в лучших музыкальных традициях. Зубин Мета учился игре на нескольких оркестровых инструментах и до сих пор отлично владеет скрипкой и контрабасом. Когда ему не было и двадцати лет, Мете представилась возможность попробовать свои дирижерские способности: отец поручил ему свой оркестр, отправившись в концертную поездку. Для молодого человека музыка в ту пору была лишь увлечением: он хотел стать врачом. Но, сдав государственный экзамен на медицинском факультете, он почувствовал, что музыка все больше привлекает его. И неожиданно для близких отправился в Вену изучать композицию и дирижирование. Среди его педагогов был воспитатель многих поколений дирижеров профессор Ханс Сваровский.

Освоение богатых традиций «венской школы» в добавление к свободному владению различными инструментами определило дальнейшее развитие Меты: и по сей день в его концертных программах центр тяжести составляют произведения Брамса, Брукнера, Р. Штрауса. Их трактовка и принесла дирижеру наибольшее признание. Так, для своего Нью-йоркского дебюта в 1965 году он избрал трудную Девятую симфонию Брукнера и заслужил единодушное одобрение критиков.

В 1958 году Мета впервые появился как дирижер перед европейской публикой. Он продирижировал несколькими концертами оркестра Венской музыкальной академии, где тогда учился. Спустя несколько месяцев молодой дирижер был отмечен высокой наградой — Государственной премией Австрии, а затем принял участие в Международном конкурсе дирижеров в Ливерпуле и занял первое место. Уже тогда на двадцатидвухлетнего артиста обратили внимание многие музыканты. Игорь Маркевич, работавший в Монреале, пригласил его своим помощником, а через два года Мета возглавил местный оркестр.

В следующем, 1961 году к этой должности, достаточно почетной для двадцатичетырехлетнего артиста, прибавилась еще одна, не менее ответственная: Зубин Мета заменил больного Фрица Рейнера, дав серию концертов в Лос-Анджелесе, и его искусство так покорило слушателей, что руководство коллектива пригласило его главным дирижером и этого коллектива. Оба поста он занимает все последующие годы; за последнее время он руководит также Монреальскими фестивалями.

Совмещая работу с двумя достаточно известными коллективами, Мета успевает немало гастролировать, как по Северной Америке, так и за ее пределами. Несколько поездок он совершил с Монреальским оркестром, побывав, в частности, в 1962 году и в Советском Союзе.

Затем Мета вторично приезжал в СССР, выступая уже с советскими коллективами. «Могучий темперамент в сочетании с безукоризненным вкусом, надежно оберегающим его от каких бы то ни было преувеличений, удивительная пластичность и импровизационная свобода исполнения, широта дыхания, наконец, полное слияние и с замыслом и с коллективом оркестра (проявляя в дирижировании большую волю, Мета ощущает оркестр как часть самого себя) — все это производит сильное впечатление. Если к этому добавить благодарную внешность, пыл молодости, зрелое мастерство и великолепную технику, то нетрудно понять, как легко и радостно было играть с ним артистам оркестра и как он сумел захватить аудиторию»,— писал Г. Юдин в журнале «Советская музыка».

В 1964 году Мета впервые обратился к работе в оперном театре. В Монреале под его управлением прошли «Тоска», «Кармен», «Травиата», «Аида» и другие классические оперы. В дальнейшем состоялся его дебют в «Метрополитен-опера», где он поразил всех, проведя спектакль без партитуры. Объясняя это, артист говорит: «Пятая симфония Бетховена может прозвучать и при посредственном дирижере неплохо, но оперное произведение — никогда. Тут слишком многое надо контролировать, там слишком многое висит на волоске. Поэтому я дирижирую в театре без партитуры — тогда нет необходимости каждые две секунды смотреть вниз, чтобы знать, где я нахожусь». Выступления Меты в опере оказались столь успешными, что вскоре его пригласили в Зальцбург дирижировать исполнением «Похищения из сераля» Моцарта (впервые за пультом на родине Моцарта стоял индийский музыкант), в «Ла Скала» — для постановки «Кармен». Новые контракты ждут его и в «Метрополитен-опера».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама