Этьенн Мегюль

Дата рождения
22.06.1763
Дата смерти
18.10.1817
Профессия
Страна
Франция
Этьенн Мегюль

Этьенн Никола Мегюль, правильней Мею́ль (фр. Étienne-Nicolas Méhul; 22 июня 1763 — 18 октября 1817, Париж) — французский композитор и общественный деятель эпохи Великой французской революции. Член Института Франции (1795).

«Соперники гордятся тобою, твой век любуется тобою, потомство зовет тебя». Так обращается к Мегюлю его современник, автор «Марсельезы» Руже де Лиль. Л. Керубини посвящает своему соратнику лучшее создание — оперу «Медея» — с надписью: «Гражданину Мегюлю». «Своим покровительством и дружбой», как признается сам Мегюль, почтил его великий реформатор оперной сцены К. В. Глюк. Творческая и общественная активность музыканта была отмечена орденом Почетного легиона, полученным из рук Наполеона. О том, как много значил для французской нации этот человек — один из крупнейших музыкальных деятелей Великой французской революции XVIII в., — свидетельствовали похороны Мегюля, вылившиеся в грандиозную манифестацию.

Первые шаги в музыке Мегюль сделал под руководством местного органиста. С 1775 г. в аббатстве Ла-Вале-Дье, близ Живе, он получает более регулярное музыкальное воспитание, которым руководит В. Ганзер. Наконец, в 1779 г. уже в Париже он завершает свое образование под руководством Глюка и Ф. Эдельмана. Первая встреча с Глюком, описанная самим Мегюлем как забавное приключение, состоялась в рабочем кабинете реформатора, куда юный музыкант тайком пробрался, чтобы поглядеть на то, как творит великий художник.

Жизнь и творчество Мегюля тесно связаны с культурными и историческими событиями, происходившими в Париже в конце XVIII — начале XIX в. Эпоха Революции определила характер музыкально-общественной деятельности композитора. Вместе со своими прославленными современниками Ф. Госсеком, Ж. Лесюэром, Ш. Кателем, А. Бертоном, А. Жаденом, Б. Сарретом он создает музыку к торжествам и празднествам Революции. Мегюль избирается членом Музыкальной гвардии (оркестр Саррета), активно содействует работе Национального музыкального института со дня его основания (1793) и в дальнейшем — с преобразованием института в консерваторию — ведет класс композиции. В 1790-х гг. возникают почти все его многочисленные оперы. В годы наполеоновской Империи и последовавшей затем Реставрации Мегюль испытывает все усиливающееся чувство творческой апатии, теряет интерес к общественной деятельности. Его занимают лишь консерваторские ученики (крупнейший среди них — оперный композитор Ф. Герольд) и... цветы. Мегюль страстный цветовод, хорошо известный в Париже как блестящий знаток и селекционер тюльпанов.

Музыкальное наследие Мегюля довольно обширно. Оно включает 45 опер, 5 балетов, музыку к драматическим спектаклям, кантаты, 2 симфонии, фортепианные и скрипичные сонаты, большое число вокально-оркестровых произведений в жанре массовых гимнических песен. Оперы и массовые песни Мегюля вошли в историю музыкальной культуры. В своих лучших комических и лирических операх («Эфрозина и Кораден» — 1790, «Стратоника» — 1792, «Иосиф» — 1807) композитор идет путем, намеченным его старшими современниками — классиками оперного искусства Гретри, Монсиньи, Глюком. Одним из первых Мегюль раскрывает музыкой остроприключенческий сюжет, сложный и яркий мир человеческих эмоций, их контрасты и скрытые за всем этим большие социальные идеи и конфликты эпохи Революции. Творения Мегюля покоряли современным музыкальным языком: его простотой и темпераментом, опорой на знакомые всем песенно-танцевальные истоки, тонкой и одновременно эффектной нюансировкой оркестрового и хорового звучания.

Стиль Мегюля ярко запечатлен и в наиболее демократическом жанре массовой песни 1790-х гг., интонации и ритмы которой проникли на страницы мегюлевских опер и симфоний. Таковы «Походная песнь» (не уступавшая в конце XVIII в. популярности «Марсельезы»), «Песня возвращения, Победная песнь». Старший современник Бетховена, Мегюль предвосхитил масштаб звучности, мощный темперамент бетховенской музыки, а своими гармониями и оркестровкой — музыку более молодого поколения композиторов, представителей раннего романтизма.

В. Ильёва


Воспитывался в аббатстве близ Живе, обучался игре на органе (1775). В 1778 приехал в Париж, сблизился с К. В. Глюком, который своими советами помог ему завершить музыкальное образование. Участвуя в концертах любителей как клавесинист, Мегюль общался с худ. Л. Давидом, игравшим на скрипке, писал сонаты для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Известность принесла ему комическая опера «Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран» (пост. 1790, «Театр Итальен», Париж).

Творческая и общественная деятельность Мегюля развернулась в обстановке революционного Парижа. Вместе с др. передовыми художниками Мегюль создавал массовое искусство, руководил устройством грандиозных народных празднеств, много писал для театра, был одним из организаторов Национального музыкального института (позднее консерватория; Мегюль — первый её инспектор).

В его творчестве (в героических революционных песнях и гимнах, в комических операх) оригинально преломились традиции героического и трагедийного искусства Глюка. Особенно выделяется «Походная песня» (на текст Ж. М. Шенье), которую современники приравнивали по воодушевляющему действию к «Марсельезе»; большой известностью пользовались также «Песня побед» и «Песня возвращения».

Из опер Мегюля прославились «Стратоника» (1792), «Ариодант» (1798). Европейскую известность получила комическая опера «Иосиф» (1807, либретто А. Дюваля; часто исполнявшаяся под названием «Иосиф в Египте»). В ней достигнуто удивительное равновесие между сольными номерами (романсы, ария), драматическими ансамблями и хорами. Несмотря на отсутствие в опере любовной интриги, её музыка эмоциональна, ей присуща некоторая романтическая колоритность. Большой успех опера имела в России (многократно исполнялась на московских и петербургских сценах при жизни композитора).

Основные черты стиля Мегюля, проявившиеся в песнях и операх, — ясность и сила в воплощении мужественного начала, значительность и глубина образов при простоте и строгости музыкального письма. Многие оперные произведения написаны в жанровых рамках комической оперы, но они сильны выражением больших чувств, сложных душевных переживаний, переданных с благородным драматизмом, и отнюдь не ограничиваются любовной лирикой. Оставаясь преимущественно классичным в основах стиля, Мегюль находит новые приёмы и гармонические краски, порой применяет лейттематизм, обнаруживая некоторые романтические тенденции.

T. H. Ливанова


Сочинения:

оперы (45), в т. ч. Евфросина и Корадин, или Исправленный тиран, 1790, «Театр Итальен», Париж), Стратоника (1792, «Опера комик», Париж), Гораций Коклес (1794, «Опера», Париж), Молодой Генрих (1797, «Опера комик», Париж), Ариодант (1799, там же), Два слепца из Толедо (1806, там же), Иосиф (1807, там же); балеты (5), в т. ч. Суд Париса (1793, «Опера», Париж), Дафнис и Пандзора (1803, там же), Персей и Андромеда (1810, там же); кантаты; 2 симфонии (исп. 1797), инструментальные произв.; песни, в т. ч. Походная песня (Chant du depart, 1793), Песня побед (Chant des victoires, 1794), Песня возвращения (Chant de retour); музыка для драматического театра; и др.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Иосиф (Мегюль) 03.09.2024 в 23:43

рекомендуем

смотрите также

Реклама