
Морли, Томас (англ. Thomas Morley; 1557, Лондон (?) — 1603, Лондон (?)) — английский композитор, органист, нотоиздатель.
Ученик У. Бёрда. Окончил Оксфордский университет (1588). С 1589 церковный органист в Лондоне. В 1592–1602 органист и певец в королевской капелле. С 1598 имел лицензию на печатание нотной бумаги и издание сборников песен. Публиковал сочинения итальянских мастеров (Дж. Анерио, Л. Виаданы, О. Векки, А. Феррабоско, Л. Маренцио), затем собственные произведения.
Морли — один из создателей английского мадригала, лучший английский контрапунктист своего времени. Развивая достижения мастеров английского Возрождения, Морли осваивал и другие светские вокальные многоголосные жанры, в т. ч. канцонетты (сборники 2-6-голосных канцонетт, 1595–1597) в стиле неаполитанских канцон, в которых использовал (в собственной трактовке) фразы из канцонетт Ф. Анерио, и др. светские песни.
Ввёл в английскую музыку жанр balletto (по образцу balletto Дж. Гастольди); в песенно-танцевальной основе его балетов проявляются отличительные черты национальной английской бытовой музыки.
Ему принадлежат инструментальные сочинения — 2-голосные фантазии (главным образом для виолы), музыка к спектаклям драматического театра, а также культовые вокальные многоголосные произведения — заупокойные службы, псалмы, респонсории, латинские мотеты, энсземы.
Морли использовал и аккордовый склад; его музыка отличается свежестью мелодий, основанных на национальном фольклоре, искусной инструментовкой (не допускающей обычных для того времени замен или пропусков инструментов), ясным ощущением тональности и ритмической изобретательностью. При тонкости полифонического рисунка многие его сочинения сохраняют народный характер, наивность и простоту звучания.
Морли были изданы канцонетты для трёх (1593), двух (1595), четырёх, пяти и шести (1597) голосов; мадригалы для четырёх (1594) и для пяти голосов (1598), сборник «Триумф Орианы», посвященный королеве Елизавете (1601), 5-голосные balletto (1595; переизданы в виде партитуры Обществом старинной музыки в 1842), вокальные 7-голосные «Диалоги» (1595); арии для лютни и басовой виолы (1600).
Сборники, состоящие из сочинений различных композиторов и его собственных произведений, неоднократно перепечатывались в разных странах в 17–19 вв. В числе немногих сохранившихся музыкальных номеров к пьесам У. Шекспира — песня «Влюблённый и его девушка» (из «Как вам это понравится?»; в сборнике «Песни в сопровождении лютни мастеров английской школы» — «The Englisch school of lutenist song writers», ed. by E. H. Fellowes, L., 1932).
Морли издал также пьесы в сборнике «Первая книга уроков консортов различных утончённых авторов для 6 инструментов» («The first book of consort lessons, made by divers exquisite authors for six instruments», 1599, 1611). Ему принадлежит 1-е английское руководство по композиции — «Простое и доступное введение в практику сочинения музыки» («A plain and easy introduction to practical music», 1597; современное издание под редакцией Дж. Хармана, 1952). Оно написано в форме диалогов, содержит много примеров из сочинений Морли и его современников, даёт представление о музыкальной жизни и музыкально-эстетических воззрениях представителей елизаветинской эпохи.
Издания: Morley’s canzonets for two voices, Baton Rouge, 1954 (ed. by J. E. Uhler, факсимиле нот, со вступительной статьей); Thomas Morley editions of Italian canzonets and madrigals, 1597–98, ed., by C. A. Murphy, Tallahassee, 1964 (нотное издание со вступительной статьей и библиографией).
Литература: Becker О., Die englischen Madrigalisten W. Byrd, Th. Morley und J. Dowland, Lpz., 1901;Fellowes E. H., The English madrigal, Oxf., 1925, new ed., L., 1958; Meyer E. H., English chamber music, L., 1946, 1951 (нем. пер. под загл.: Die Kammermusik Alt-Englands…, Lpz., 1958); Reese G., Music in the Renaissance, L., 1954.
И. А. Слепнёв
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.