Мурис, Иоанн де (лат. Johannes de Muris; ок. 1290, епархия Лизьё, Нормандия — после 1351, Париж) — французский музыкальный теоретик, математик, астроном. Крупнейший учёный средневековья.
Изучал математику и астрономию в Парижском университете. Около 1318 жил в Эврё. Написал трактат «Искусство новой музыки» («Ars novae musicae», 1319), который содержит части, посвященные теории («musica theorica») и музыкальной практике («musica practica»; в последней впервые обосновал систему организации музыкального времени: «…звук (vox) порождается движением», «время нераздельно объединяет движение», «звуку необходимо измерение времени», «время есть мера движения»). Теоретик ars nova, Мурис подробно изложил систему мензуральной нотации ars nova (символика троичности, 4 «степени перфекции», иерархию длительностей, их деление на перфектные и имперфектные, систематику модусов).
В 1321 получил степень магистра искусств в Сорбонне, создал трактаты по астрономии. В 1323 написал трактат «Умозрительная музыка по Боэцию» («Musica speculativa secundum Boetium»), служивший основным учебником музыки в университетах до 16 в. С нач. 1320-х гг. преподавал в Парижском университете, помимо математики и астрономии, вероятно, также и музыку (в составе т. н. квадривия, состоявшего из 4 предметов — музыки, арифметики, геометрии и астрономии). На протяжении 30 лет писал трактаты, в т. ч. по музыке (время их создания неизвестно) — «Книжица о размеренном пении» («Libellus cantus mensurabilis») и «Рассуждения о частях музыки» («Questiones super partes musicae»).
Мурис включал в математические исследования разделы, посвященные музыке, т. к. в подходе к музыкальным явлениям исходил из принципа числа как основы миропорядка; 4-й трактат 4-й книги его главного труда — «Четырёхчастного сочинения о числах» («Quadripartitum opus numerorum») — связан с музыкой и имеет подзаголовок: «О музыкальных звуках» («De sonis musicis»). Музыке полностью посвящён также небольшой «Трактат о числах…», построенный в форме послания к епископу Ф. де Витри.
До 1925 Мурису ошибочно приписывался труд Я. Льежского «Зерцало музыки» («Speculum musicae»); трактат не мог принадлежать Мурису, т. к. направлен против ars nova. Мурис впервые указал на основные понятия техники изоритмического мотета (color и talea, в трактате «Libellus cantus mensurabilis»). В 1344 участвовал в работе по реформе календаря (по приглашению папы Климента VI).
Литература: Coussemaker E. de, Histoire de l’harmonie au Moyen Age, P., 1852; Hirschfeld R., Johannes de Muris…, Lpz., 1884; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898; Duhem P., Le systиme du monde…, t. 4, P., 1916; Besseler H., Studien zur Musik des Mittelalters, «AfMw», 1925–1926, Jahrg. 7–8; Apel W., The Notation of polyphonic music 900–1600, Camb., 1944; Strunk О., Source readings in music history, N. Y., (1950), new ed., (v. 1) — Antiquity and the middle ages, N. Y., (1965); Werner E., The mathematical foundation of Philippe de Vitri’s Ars nova, «JAMS», v. 9, 1956, No 2.
Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.