Науман (Naumann) Эмиль (8 IX 1827, Берлин — 23 VI 1888, Дрезден) — немецкий композитор и музыковед. Внук И. Г. Наумана.
Начальное музыкальное образование получил в Бонне, затем учился у Ш. Вартензе во Франкфурте-на-Майне и у Ф. Мендельсона в Лейпциге (1843–44); посещал лекции в Боннском университете. Руководил музыкальной деятельностью придворной церкви в Берлине, для которой писал мотеты, псалмы и др. С 1873 преподавал историю музыки в Дрезденской консерватории.
Автор опер «Юдифь» (1858, Дрезден) и «Лорелея» (1889, Берлин), зингшпиля «Ведьма с мельницы» («Mühlenhexe», 1861, Берлин) и церковной музыки.
Сочинения:
Das Alter des Psalmengesanges, Phol., 1867 (Diss.); Die Tonkunst in der Кulturgeschichte, Bd 1, В., 1869–70; Deutsche Tondichter von Sebastian Bach bis auf die Gegenwart, В., 1871, Lpz., 1896; Italienische Tondichter, von Palestrina bis auf die Gegenwart, Lpz., 1876, B., 1883; Illustrierte Musikgeschichte, Bd 1–2, Stuttg., 1880–85, 1908; перераб. изд. под назв. Allgemeine Musikgeschichte, 1927 (в рус. пер. — Иллюстрированная Всеобщая история музыки, вып. 1–15, СПБ, 1896–1902); Musikdrama oder Oper?, В., 1876; Zukunftsmusik und die Musik der Zukunft, [В.], 1877.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.