Опера Коваля «Волк и семеро козлят»

Композитор
Дата премьеры
01.07.1941
Жанр
Страна
СССР
Мариан Викторович Коваль / Marian Koval

Детская опера М. Коваля в 3 действиях (5 картинах) с прологом, либретто Е. Манучаровой по русской народной сказке.

Премьеры постановок 1-й редакции (в 3 д., 6 к. с прологом): Ташкент, Дом пионеров, 1 июля 1941 г.; Ленинград, Оперная студия Ленинградской консерватории, 1946 г.; 2-й редакции (в 3 д., 7 к. с прологом) — Пермь, 29 декабря 1957 г.; 3-й редакции — Москва, Детский музыкальный театр, 16 февраля 1966 г.

Действующие лица:

  • Мать-коза, меццо-сопрано
  • Семеро козлят, сопрано
  • Петух, тенор
  • Волк, бас
  • Баба-Яга, меццо-сопрано

Опера может исполняться также силами детей

Пролог

У самой опушки дремучего леса, в маленькой избушке счастливо и радостно проводят свои дни семеро козлят. Мать-коза заботится о своих детях, кормит и поит их, устраивает веселые игры, водит с ними хороводы. А когда наступает вечер, она укладывает козляток спать, убаюкивая тихой колыбельной песней. Засыпает тогда дочурка Болтушка, закрывает глазки забавный Топотушка, утихает любопытный Всезнайка, перестает шалить Дразнилка, не бодается Бодайка, успокаивается забияка Мазилка, крепко спит самый маленький козленок Малышка. Засыпает и сама Мать-коза... Слышит колыбельную козы и голодный Волк, тихо подкравшийся к избушке. Он облизывается, предвкушая любимое блюдо — молодую козлятину. Но Петушок, сидящий на насесте, громким ку-ка-ре-ку предупреждает козу о грозящей ей беде. Поджав хвост, убегает Волк, намереваясь вернуться на заре, когда Петух будет спать.

Первое действие

Первая картина. Рано утром просыпаются козлята. Мать-коза занята приготовлением пищи, козлята затевают хоровод. Но вот готовы пироги. Коза раздает детям по жирному куску и рассказывает сказку о бедном козленке. Он ушел в лес, а там его поймал серый Волк и съел. — Остались от козлика рожки да ножки, — с плачем повторяют огорченные козлята. Чтобы утешить детей, Мать-коза обещает принести им с базара подарки. Уходя, она предупреждает козлят, чтобы они никому не открывали дверей и никого к себе не впускали. Ее слова слышит притаившийся около избушки голодный Волк.

Вторая картина. Оставшись одни, козлята затеяли веселую игру. Вдруг раздается стук в окно. Испуганные козлята, помня наказ матери, не открывают дверь. — Кто там? — спрашивают они. — Ваша мать пришла — слышится в ответ. Но козлята по грубому голосу и по серой лапе, виднеющейся в окне, узнают страшного Волка. Озлобленный своей неудачей, Волк убегает.

Второе действие

Первая картина. В дремучей лесной чаще одиноко стоит избушка на курьих ножках. Здесь живет свирепая Баба-Яга. Подле избушки огромный котел, а рядом с ним — наковальня. У котла сидят Баба-Яга и лесные чудовища — ее слуги. Шумит злой ветер, хлещет дождь, у Бабы-Яги зуб на зуб не попадает. Она приказывает слугам разжечь костер, чтобы согреться Когда разгорается огонь, Баба-Яга начинает колдовать. В это время прибегает весь промокший, дрожащий от холода Волк и просит разрешения погреться у костра. Он обещает поделиться добычей — козлятами, если Баба-Яга поможет их поймать. Колдунья должна отточить язык Волка, чтобы Волк пел тонким голосом, и сделать лапу белой, чтобы она стала похожей на козлиную. Тогда серый наверняка поймает козлят. Баба-Яга согласна — она давно сердита на Козу и рада будет ее горю. Волк кладет на наковальню свой язык, и чудовища начинают его точить. От боли Волк дико кричит; действительно, голос у него становится все тоньше и тоньше. Баба-Яга приказывает Волку лезть в котел; после колдовства шерсть на лапе у него побелеет.

Вторая картина. Семеро козлят снова остались одни в своей избушке. Раздается стук в окно. Козлята слышат тоненький голосок, — совсем как у матери, к тому же в окне видна белая лапа, — и они бегут открывать дверь. Когда в избушку вбегает Волк, козлята замирают от страха. Волк ловит их, связывает веревкой друг с другом и прячет в большой сундук, стоящий у двери. Только один Малышка успевает спрятаться за печь, и Волк не замечает его. Разбойник спешит скрыться со своей добычей в лесу. Привязав веревку к сундуку и волоча его за собой. Волк исчезает. В избушку влетает Петух. Вместе с Малышкой он спешит за Волком, чтобы спасти несчастных козлят.

Третье действие

Первая картина. Изнемогая от тяжести, тащит Волк по лесу сундук с козлятами. Выбившись из сил, он решает отдохнуть. Жадный Волк хочет обмануть Бабу-Ягу и не отдать ей обещанных козлят. Для этого он собирается спрятать сундук в кустах, где никто не мог бы его разыскать. Внезапно появляется Баба-Яга. Испуганный Волк говорит ей, что у него нет больше козлят, — он всех их съел на месте. Обозленная колдунья бросается на Волка с помелом. В драке они не замечают, как подкрадываются Петух с Малышкой, открывают сундук и уводят е собой всех козлят. Вдруг дерущиеся Баба-Яга и Волк видят открытый сундук. Баба-Яга исчезает на помеле, а Волк, сидя на пустом сундуке, в бессильной злобе плачет.

Вторая картина. Вернувшись с базара домой, Мать-коза входит в избушку и в ужасе останавливается — перед ней пустая комната. Коза догадывается, что ее деток утащил серый Волк. Горько плачет осиротевшая коза. Но недолго ей печалиться. Она видит, как за окном весело маршируют козлята во главе с Петухом Мать-коза радостно встречает своих детей и раздает им подарки. А Малышка предупреждает всех, что они должны быть всегда начеку, врагу не сдаваться и врага не бояться. Счастливые и довольные, козлята запевают веселую песню и пускаются в пляс.


Авторы использовали сюжетные положения различных сказок, введя образы Бабы-яги, Петуха, выручающего козлят из беды. Не перегрузив действия сложными аллегориями, композитор и либреттист в образах хищного Волка, Бабы-яги дали олицетворение злых сил. На стороне беззащитных козлят — все обитатели леса. С их помощью побеждены козни врагов. Музыка оперы проста, напевна, близка русской народной песне. Фактура произведения несложна и рассчитана на исполнение не только профессиональных певцов, но и детей.

На сюжет этой же сказки Г. Компанейцем написана одноименная детская опера, исполнявшаяся по радио в Киеве (1939), затем поставленная в Харькове в кукольном театре (сезон 1948/49 г.), на сцене — в Тарту (1950).

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Шуман. Фортепианное трио No. 2 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама