Оркестрион

Категории словаря

Оркестрион (нем. Orchestrion), оркестрофон, оркестрина.

1) Самоиграющий механический музыкальный инструмент, конструкторы которого стремились воспроизвести звучание симфонического оркестра. Приводился в действие пружинным механизмом или пневматическим устройством, позже силой электромотора. Как и в ряде других механических музыкальных инструментов, пьеса фиксировалась в виде соответствующим образом расположенных выступов на вращающемся валу.

Оркестрион изобретён в 18 в. Один из первых образцов — оркестрион Т. А. Кунца (Прага, 1796–98). В 1806 в Вене И. Н. Мельцель создал оркестрион под названием «Пангармоникон», удачно имитировавший звучание не только духовых, но и струнных оркестровых инструментов. Для этого оркестриона Л. Бетховен написал пьесу «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» (впервые исп. в 1813, позднее исп. в оркестровой редакции).

Высокой оценки Бетховена, А. Сальери, И. Н. Гуммеля заслужил оркестрион Леонгардта Мельцеля (мл. брата И. Н. Мельцеля) — «Орфеусгармоникон» (1814). Оркестрион братьев Х. Г. и И. Бауэров (Вена, 1828; выставлялся в Лейпциге в 1829) обладал флейтовыми, валторновыми, трубными регистрами, а также ударными (барабанами и тарелками); играл сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Э. Н. Мегюля. Известность приобрёл оркестрион (1851) дрезденского мастера Ф. Т. Кауфмана, поражавший мощью и полнотой звучания, исполнявший большие симфонические произведения.

К оркестриону относятся также разнообразные самоиграющие механические органы, известные в Германии под названиями: Spieluhr, Mechanische Orgel, ein mechanisches Musikwerk, ein Orgelwerk in eine Uhr, eine Walze in eine kleine Orgel, Flotenuhr, Laufwerk и др. Специально для этих инструментов писали Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В России они назывались «часы-органы», их действие было связано с часовым механизмом. В петербургском дворце Г. А. Потёмкина (1791) имелись большие «самоигральные» часы. Распространение получили стенные часы «с флейтами, курантами и гуслями», механические «вокальные часы» вроде тех, что играли «десять разных музыкальных штук, из коих шесть на трех инструментах, первою и второю флейтою, а при том на арфе и басе» (Москва, 1795).

Производство оркестрионов в России началось на рубеже 18–19 вв. Выдающимся образцом был изготовленный в 1798–1801 «Механический оркестр» (часы-орган, хранится в ленинградском Эрмитаже) петербургского часового мастера И. Штрассера (Страссера). Этот инструмент исполнял некоторые сочинения Гайдна и Моцарта. Ещё более обширным репертуаром (увертюры Вебера, Россини) обладал «Механический оркестр» мастера К. Краузе (Петербург, 1845).

Небольшие механические органы-оркестры встречались во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в трактирах и частных домах (детские музыкальные впечатления П. И. Чайковского были связаны с перевезённым отцом композитора из Петербурга в Воткинск механическим органом — «оркестриной», исполнявшим арии из опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти). После изобретения грамзаписи необходимость в механических самоиграющих инструментах — оркестрионе и его разновидностях отпала.

2) Небольшой переносный орган, сконструированный аббатом Г. Й. Фоглером в Голландии (1780) с целью приблизить звучание этого инструмента к красочной палитре и динамич. разнообразию оркестра. Орган Фоглера имел 4 мануала, педаль, много регистров, швеллер для crescendo и diminuendo. После концертов в Германии, Франции, Испании, Швеции Фоглер со своим инструментом выступал и в России (1788). Под влиянием петерб. орг. мастера Ф. Кирпшика Фоглер ввёл важные усовершенствования в конструкцию своего оркестриона (1790, Роттердам), придав звучанию инструмента, явившегося прообразом нового типа «романтич." органа, ярко выраженную оркестральность.

В России известный арабист и литератор О. И. Сенковский построил (1849) с помощью орг. мастеров кабинетный орган — оркестрион («клавиоркестр»), снабжённый 13 регистрами, в т. ч. имитирующими тембры кларнетов, флейт, гобоев, тромбонов, труб, валторн, фаготов и арфы. При игре на 2 мануалах можно было передать эффект pizzicato струнных, звучность скрипки, виолончели.

Литература: «Разные известия», приложение к газ. «Московские ведомости», 1795, 17 янв.; то же, там же, 20 янв.; «Известия», приложение к газ. «Санкт-Петербургские ведомости», 1801, 22 нояб.; то же, там же, 1802, 11 нояб.; «Московские ведомости», 1803, 10 янв.; Ф. Б. (улгарин), Органное заведение гг. Бруггера и Фуртвенглера в Москве, «Сев. пчела», 1841, 20 марта; Сенковская A. A., О. И. Сенковский. (Барон Брамбеус). Биографические записки его жены, СПБ., 1859; Санкт-Петербургский промышленный мир. Иллюстрированный сб., СПБ, 1892; Ройзман Л. И., Из истории органного искусства в России во 2-й половине 18 столетия, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 3, М., 1962; его же, Фортепианное творчество Й. Гайдна, в изд.: Гайдн Й., Избранные сонаты для фп., вып. 1, М., 1966; Frimme1 Th., Malzls Kunstkabinett, «Wiener Zeitung», 1914,26. Juli; Rupp E., Abbe Vogler als Mensch, Musiker und Orgelbautheoretiker, Ludwigsburg, 1922; Кinsky G., Beethoven und die Flotenuhr, в кн.: Beethovens Almanach der deutschen Musikbucherei, Regensburg, 1927; Haas R., Th. A. Kunz und sein Orchestrion, «Der Auftakt», 1931, Jahrg. 11, H. 2; Zieg1er G., Musikautomaten, там же, 1933, Jahrg. 13; Naumann J. К. F., Beethovens Schlachtengemдlde in Tцnen fur einen Musikautomaten, «Die Musik», 1939, Jahrg. 31, H. 4; Rоth A., Geschichte der Harmonika-Volksmusikinstrumente, Essen, 1954; Histoire de la boоte, а musique et de la musique mйcanique, Lausanne-P., 1955; Altman L., Beethoven organ works, L., 1962.

Л. И. Ройзман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Coda, кода в балете Балет и танец
Новая венская школа Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Токката Музыкальные жанры и формы
Белорусская музыка Национальные культуры
Рок-музыка Термины и понятия
Танцевальная музыка Термины и понятия
Позитив Музыкальные инструменты
Вампука Опера, вокал, пение
Поза в балете Балет и танец
Придворный музыкант Термины и понятия
Аппликатура Термины и понятия

Реклама