«Страсти» (лат. passio, нем. Passion) — музыкальное произведение на евангельский текст о предательстве Иуды, пленении и распятии Иисуса. «Страсти» введены в церковный (католический) обиход в 4 в., приурочивались к предпасхальной, т. н. страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на латинском языке в манере псалмодии с определёнными каденционными оборотами, причём в смысловом отношении наиболее важные моменты подчёркивались мелизмами. Псалмодич. тип «страстей» примерно с 14 в. сменился респонсорным, основанным на принципе диалога (сопоставления) строф в исполнении солиста (дьякона) и хора (turbae — реплики толпы); со временем индивидуализировались и партии участников драмы (Иисуса, Петра, Иуды, Пилата и др.). Параллельно, отъединившись от церкви, развивались нар. театрализованные инсценировки «страстей», проникнутые не ортодоксальным, а человечным, гуманным духом. Респонсорные «страсти» — исторически устойчивый тип, к-рый более всего соответствовал нуждам литургии. Однако в связи с дальнейшей общемуз. эволюцией с 16 в. усиливается значение полифонич. начала: возникает исторически третий, мотетный тип «страстей», где весь канонич. текст давался в хор. изложении.
В том же 16 в. в результате реформы Лютера возникают протестантские «страсти». Введение нем. языка, протестантского хорала, а затем и допущение инстр. сопровождения видоизменяют характер «С.», их муз. трактовку. В 17 в. постепенно подготавливался, а в 18 в. утвердился тип ораториальных «С.». В конечном итоге произв. этого типа выходят за рамки литургии и начинают исполняться либо в концертном, либо в театрализованном виде. Так, к кон. 18 в. окончательно преодолевается древняя литургич. традиция. Классич. образцами респонсорного типа с участием хора (без инстр. сопровождения), но в протестантском преломлении могут служить «Страсти» Г. Шюца (1665–66), мотетного — Я. Обрехта, отчасти Орландо Лассо (16 в.); высшее достижение, представляющее собой синтез разных типов, — две партитуры «Страстей» И. С. Баха (1724–29; были последующие редакции); характерный образец позднейших «страстей» — популярная в свое время оратория «Смерть Иисуса» К. Грауна (1755). В 20 в., преим. под воздействием католицизма, возрождается интерес к созданию «Страстей» в ином, более свободном толковании. Известность приобрели «Страсти по Луке» К. Пендерецкого (1966).
Литература: Друскин М., Пассионы И. С. Баха, Л., 1972, доп. под загл.: Пассионы и мессы И. С. Баха, Л., 1976, Terry Ch. S., Bach: the passions, L., 1926, 1933, Сhailley J., Les passions de J.-S. Bach, R., 1963.
M. С. Друскин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.