Переменный лад — лад, в котором функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют различные тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину).
Понятие "П. л." применяется обычно к первому из этих ладов, хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственно
Русская народная песня "Уж ты поле моё".
переменно-ладовым. П. л. распространены в нар. музыке, в частности в русской. Относит. непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой либо в слиянии двух или неск. тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или неск. красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, "Иван Сусанин", 1-е д., хор "Лёд реку в полон забрал"). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. л.- параллельно-переменном ладе (см. пример выше, а также пример рус. песни "Ходила младёшенька по борочку" в статье Звуковая система). Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная трактовка его выразительности - см., напр., отрывок из 2-го д. оперы "Князь Игорь" Бородина:
Пляска мужчин дикая.
В теорий ср.-век. ладов термину "П. л." родственно понятие tonus peregrinus ("странствующий тон", напр. в мелодии антифона "Nos qui vivimus"), к-рое обозначает окончание мелодии на разл. финалисах, а также переменность др. ладовых опор. Сходно по смыслу понятие 17 в. alteratio modi ("перемена лада"), применявшееся к пьесам, начинающимся в одном тоне, а заканчивающимся в другом (у К. Бернхарда); перемена тона может быть истолкована и как модуляция, и как П. л. У Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.) предвосхищается идея П. л. в учении о "смешанной мусикии". На ладовую переменность в рус. нар. песнях обратил внимание H. А. Львов (1790), охарактеризовавший её как "странность музыкальную" (песни NoNo 25 и 30 из сб. "Собрание русских народных песен с их голосами..." Львова - Прача). Но по существу понятие и термин "П л." были впервые предложены В. Л. Яворским. Его теоретич. объяснение сводилось к тому, что нек-рые тоны в одной части ладовой структуры устойчивы, а в другой неустойчивы (обратимое тяготение, по В. А. Цуккерману, напр. звуки g a).
Ю. Н. Тюлин связывает возникновение П. л. с усилением переменных функций аккордов.
Литература: Львов H. A., О русском народном пении, в его кн: Собрание народных русских песен с их голосами, СПБ, 1790, переизд.. M., 1955; Дилецкий H. П., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910; Протопопов Е. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2. М., 1930; Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; Вахромеев В. A., Ладовая структура русских народных песен и её изучение в курсе элементарной теории музыки, М., 1968; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Протопопов В. И., Николай Дилецкий и его "мусикийская грамматика", "Musica Antiqua", IV, Bydgoszcz, 1975; Цукерман В. A., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre Heinrich Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Christoph Bernhard, Lpz., 1926, Kassel u.a., 1963.
Ю. H. Холопов