Гофредо Петрасси

Дата рождения
16.07.1904
Дата смерти
03.03.2003
Профессия
Страна
Италия
Гофредо Петрасси

Петрасси, Гофредо (итал. Goffredo Petrassi; 16 VII 1904, Дзагароло, близ Рима — 3 III 2003, Рим) — итальянский композитор и педагог.

С 1911 жил в Риме. Учился в парижской «Схола канторум» (1918–25) и в консерватории «Санта-Чечилия», которую окончил по классам композиции (1932; учился y А. Бустини и В. ди Донато) и органа у Ф. Джермани (1933); там же преподавал композицию (с 1939). Член римской Академии «Санта-Чечилия» (с 1936). Был руководителем театра «Фениче» в Венеции (1937–40), художественным руководителем римской Филармонической академии (1947–50), президентом итальянской секции Международного общества современной музыки (1954–56). С 1958 вёл курс совершенствования композиторского мастерства в Академии «Санта-Чечилия».

Петрасси — один из ведущих современных итальянских композиторов. Работает в жанрах серьёзной и лёгкой музыки; популярна его музыка к кинофильмам. Дебютировал в конце 1920-х гг. Знаток полифонической церковной хоровой музыки, Петрасси в вокально-симфонических и хоровых сочинениях использует приёмы старинных мастеров вокального многоголосия, в т. ч. мадригалистов. Его инструментальные сочинения (концерты для оркестра) отличаются изобретательностью полифонического письма, мелодической ясностью и ритмической чёткостью; в них проявляются влияния музыки современных ему представителей неоклассицизма («Симфония псалмов» Стравинского, «Царь Давид» Онеггера).

Сочинения:

оперы (одноактные) — Кордовано (1949, 2-я ред. 1959, Милан), Смерть в воздухе (La morte dell aria, 1950, Рим); балеты — Портрет Дон Кихота (Le portrait di Don Quichotte, 1947, Париж), Безумство Роланда (La follia d’Orlando, с речитативом для баритона, 1948, Милан); для хора и оркестра — Магнификат (с солистами, 1940), кантата Тёмная ночь (Noche oscura, на испан. текст, 1950), Псалом (1936), драм. мадригал Хор мёртвых (Coro di morti, на сл. Дж. Леопарди, с 3 фортепиано, медными духовыми, контрабасом и ударными, 1941); для оркестра — 7 концертов (1934–64), увертюра и пассакалья (1931). Концертная увертюра (1932), Концертная инвенция (1957) и др. пьесы; прелюдия и фуга для струн. орк. (1929); концерты с оркестром — для фортепиано (1939), для флейты (1960); Прелюдия и финал для влч. с камерным орк. (1939);

камерно-инструментальные ансамбли — струн. трио (1959), симфония, сицилиана и фуга для струн. квартета (1929), струн. квартеты (1948, 1956), камерная соната для клавесина и 10 инструментов (1948), Серенада для клавесина, флейты, альта, к-баса и ударных (1958). Октет для медных духовых (1968); для фортепиано — токката (1933), инвенции (1946) и др. пьесы; хоры с фортепиано; песни, романсы; музыка к спектаклям драм. театра (в т. ч. к пьесам Аристофана, Эсхила, А. де Мюссе) и кинофильмам (в т. ч. к популярным фильмам реж. Дж. де Сан-тиса «Горький рис» и «Нет мира под оливами»).

Литература: D’Amico F., Goffredo Petrassi, Rome, 1942; Weissmann J. S., Goffredo Petrassi, Mil., 1957; его же, Goffredo Petrassi and his music, «MR», 1961, v. 22, No 3; Воrtоlotto M., Petrassis Stil 1960, «Melos», 1966, Jahrg. 33, H. 2; Stone О., Goffredo Petrassi’s toccata for pianoforte: a study of 20th century toccata style, «MR», 1976, v. 37, No 1, p. 45–51.

Л. Б. Римский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама