Даниил Ильич Похитонов

Дата рождения
07.04.1878
Дата смерти
31.12.1957
Профессия
Страна
Россия, СССР
Даниил Ильич Похитонов

Похитонов Даниил Ильич (26 III (7 IV) 1878, с. Райвола, ныне Рощино Ленинградской обл. — 31 XII 1957, Ленинград) — русский советский дирижёр. Народный артист РСФСР (1957).

В 1905 окончил Петербургскую консерваторию по классам фортепиано у С. Ф. Цурмюлен, композиции и инструментовки у А. К. Лядова; ранее занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. С 1905 пианист-концертмейстер, хормейстер, в 1909–56 дирижёр Мариинского театра (ныне Ленинградский театр оперы и балета), в 1918–32 также дирижёр Ленинградского Малого оперного театра. Дебютировал оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова.

Похитонов — блестящий знаток оперного репертуара, обладал тонким вкусом. Ф. И. Шаляпин любил выступать в спектаклях, которыми дирижировал Похитонов. Под руководством Похитонова поставлены: «Хованщина» (1912, 1926, 1944), «Севильский цирюльник» (1916, 1924); «Мефистофель» Бойто (1918), «Вражья сила» (1920), «Юдифь» Серова (1925), «Лоэнгрин» (1923), «В борьбе за коммуну» (на музыку оперы «Тоска» Пуччини, 1924), «Паяцы» (1929), «Сказка о царе Салтане» (1930), «Лакме» (1931), «Псковитянка» (1933), «Дубровский» (1947), «Кармен» (1948).

Выступал и как симфонический дирижёр. В 1938–41 и 1951–54 в Ленинградской консерватории руководил оперным классом и преподавал дирижирование духовым оркестром (с 1939 профессор). Автор книги «Из прошлого русской оперы» (Л., 1949).

Литература: Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. M. Кирова, Л.-М., 1959, с. 71–73; Современные дирижёры, сб., составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


История Мариинского театра (Театра оперы и балета имени С. М. Кирова) неотделима от имени Похитонова. Более полувека трудился он в этой колыбели русского музыкального театра, будучи полноправным партнером крупнейших вокалистов. Похитонов пришел сюда после окончания Петербургской консерватории (1905), где его педагогами были А. Лядов, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов. Начало было скромным — он получил в театре великолепную школу, работая сначала пианистом-концертмейстером, а затем хормейстером.

Обычный случай привел его за пульт Мариинского театра: заболел Ф. Блуменфельд, нужно было провести спектакль вместо него. Это произошло в 1909 году - дебютом стала «Снегурочка» Римского-Корсакова. На дирижерское будущее Похитонова благословил сам Направник. С каждым годом в репертуар артиста входили новые произведения. Основной удельный вес имела русская оперная классика: «Пиковая дама», «Дубровский», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане».

Важную роль в творческом становлении музыканта сыграло гастрольное выступление в Москве, где он продирижировал в 1912 году «Хованщиной» с участием Шаляпина. Гениальный певец был очень доволен работой дирижера и в дальнейшем с охотой пел в постановках, руководимых Похитоновым. Список «шаляпинских» спектаклей Похитонова весьма обширен: «Борис Годунов», «Псковитянка», «Русалка», «Юдифь», «Вражья сила», «Моцарт и Сальери», «Севильский цирюльник». Добавим еще, что Пюхитонов в качестве хормейстера принял участие в гастролях русской оперы в Париже и Лондоне (1913). Шаляпин пел здесь в «Борисе Годунове», «Хованщине» и «Псковитянке». Похитонов был партнером великого певца, когда фирма «Пишущий амур» сделала несколько записей Шаляпина.

К советам опытного концертмейстера и дирижера всегда внимательно прислушивались многие певцы, среди которых Л. Собинов, И. Ершов, И. Алчевский. И это понятно: Похитонов тонко разбирался в особенностях вокального искусства. Он чутко следил за каждым намерением солиста, предоставляя ему необходимую свободу творческих действий. Как замечают современники, он «умел умереть в певце» ради успеха спектакля в целом. Быть может, его интерпретаторским концепциям не хватало оригинальности или размаха, однако все спектакли проходили на высоком художественном уровне и отличались взыскательным вкусом. «Знаток своего дела, опытнейший профессионал, — пишет В. Богданов-Березовский, — Похитонов был безупречен в смысле точности воспроизведения партитуры. Но приверженность к традициям носила у него характер безоговорочного подчинения чужому авторитету».

Многими своими успехами Кировский театр обязан Похитонову. Кроме русских опер, он руководил конечно и спектаклями зарубежного репертуара. Уже в советское время Похитонов плодотворно работал и в Малом оперном театре (1918—1932), выступал с симфоническими концертами, преподавал в Ленинградской консерватории.

Литература: Похитонов Д. И. «Из прошлого русской оперы». Л., 1949.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама