
Никиш, Артур (венг. Nikisch Artúr; 12 X 1855, Лебеньи-Сент-Миклош — 23 I 1922, Лейпциг) — венгерский дирижёр, композитор, педагог и музыкально-общественный деятель.
В 1866-1873 учился в консерватории в Вене, классы Й. Хелльмесбергера-старшего (скрипка) и Ф. О. Дессофа (композиция). В 1874-77 скрипач венского придворного оркестра; участвовал в спектаклях и концертах под управлением И. Брамса, Ф. Листа, Дж. Верди, Р. Вагнера. С 1878 второй дирижёр и хормейстер, в 1882-89 главный дирижёр оперного театра в Лейпциге.
Руководил крупнейшими оркестрами мира — Бостонским симфоническим (1889-1893), лейпцигским Гевандхауз (1895-1922; превратил его в один из лучших оркестров) и одновременно — Берлинским филармоническим, с которым много гастролировал, в т. ч. неоднократно в Петербурге и Москве (впервые в 1899). Был директором и главным дирижёром оперного театра в Будапеште (1893-95). Возглавлял гамбургский Филармонический оркестр (1897).
В 1902-07 руководитель учебной части и дирижёрского класса Лейпцигской консерватории. Среди его учеников — К. С. Сараджев и А. Б. Хессин, ставшие затем известными советскими дирижёрами. В 1905-06 был директором оперного театра в Лейпциге. Гастролировал со многими оркестрами, в т. ч. с Лондонским симфоническим (1912) в Западной Европе, в Северной и Южной Америке.
Никиш — один из крупнейших дирижёров конца 19 — начала 20 вв., глубокий и вдохновенный художник, яркий представитель романтического направления в исполнительском искусстве. Внешне сдержанный, со спокойными пластичными движениями, Никиш обладал огромным темпераментом, необыкновенной способностью увлечь оркестр и слушателей. Добивался исключительных оттенков звучания — от тончайшего pianissimo до огромной мощности fortissimo. Его исполнительству были свойственны большая свобода (tempo rubato) и вместе с тем строгость, благородство стиля, тщательная отделка деталей. Был одним из первых мастеров, дирижировавших по памяти. Сыграл важную роль в пропаганде творчества П. И. Чайковского (особенно ему близкого) не только в Западной Европе и США, но и в России.
Среди других произведений, исполнявшихся Никишем, — сочинения А. Брукнера, Г. Малера, М. Регера, Р. Штрауса; исполнял произведения Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Вагнера, И. Брамса, а также Л. Бетховена, музыку которого он трактовал в романтическом стиле (сохранилась запись 5-й симфонии).
Автор кантаты, оркестровых произведений, струнного квартета, сонаты для скрипки и фортепиано.
Сын Никиша — Митя Никиш (1899-1936) — пианист, гастролировал в городах Южной Америки (1921) и в Нью-Йорке (1923).
Сочинения: Об интерпретации старинной музыки (пер. с нем.), «СМ», 1956, No 12.
Литература: Липаев И., Артур Никиш, М. — Лейпциг, (1903); Купер Э., Памяти Артура Никиша, П., 1922; Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи, Л., 1975. Segnitz E.,A. Nikisch, Lpz., 1920; Medtner E., Meister Nikisch, Z., 1921; Chevalley H. (сост.), A. Nikisch. Leben und Wirken, В., 1922; Dette A., Nikisch, Lpz., 1922; Pfohl F., Arthur Nikisch, Hamb., 1925; Weismann A., Der Dirigent im 20. Jahrhundert, В., 1925; Boult А. С, Nikisch and method in rehearsal, «MR», 1950, v. 11, p. 122; Honolka К., A. Nikisch, «Musica», 1952, Jahrg. 6, S. 79-85; Wohlfahrt F., In memoriam A. Nikisch, там же, 1955, Jahrg. 6, S. 498–505.
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.