Португальский балет

Португальский балет

В средние века в Португалии танцы исполнялись во время церковных процессий, на праздниках шутов (напр., «фолиа»), на придворных пирах и свадьбах. Хореографом придворных представлений в нач. 16 в. был предположительно драматург Ж. Висенте («Двор Юпитера», 1512, и др. спектакли). Иезуиты, появившиеся в Португалии в сер. 16 в., ставили балеты («Королевская трагикомедия об открытии и покорении Индии…», 1619, и др.). В период исп. господства в Португалии (1581 — 1640) местные театр, традиции отступили под влиянием исп. т-ра. В 18 в. усилилось влияние итал. иск-ва, в частности оперного. Балет занимал подчинённое место, тем более, что начиная с 70-х гг. 18 в. в течение ряда десятилетий женщинам не разрешалось участвовать в балетах.

Первый публичный театр в Лисабоне был открыт в 1765, многие балеты шли в т-ре «Салитри» (осн. в 1782), затем в «Сан-Карлуш» (осн. в 1793), ставшем основным. Но здесь выступали гл. обр. иностранные артисты и балетмейстеры, в т. ч. А. Альберти (1752 — 80), Дж. Соломони (в 50-х гг.), Ф. Совтер (1767 — 75), Г. Джоя (в 1793), П. Анджолини (1793 — 96) и др. Балеты продолжали ставиться и в 19 в. Публика предпочитала большие зрелищные постановки, поэтому знаменитые романтич. балеты («Сильфида», показанная в 1838, «Жизель», исполненная в 1843 А. Мейвуд) не имели успеха. Наибольшей популярностью пользовались спектакли А. Сен-Леона, к-рый поставил в Лисабоне в 1854 «Сальтарелло, или Страсть к танцам» на собств. музыку и др. балеты. Во 2-й пол. 19 в. интерес к балету значительно снизился.

В 1917 — 18 в Лисабоне выступала труппа Русский балет Дягилева. Тогда же художник А. Негрейруш организовал любительскую труппу, используя для спектаклей на нац. тему музыку комп. Р. Коэлью и свободный танец. Однако эта попытка осталась единичной. В 1940 по инициативе политич. деятеля и писателя А. Ферру была организована первая профессиональная субсидируемая гос-вом танц. труппа «Верди-Гаю» («Зелёный попугай»). Хореограф и танцовщик Ф. Граса ставил спектакли на основе португ. фольклора. Вокруг труппы объединились художники и композиторы. В 1941 базой труппы стал т-р «Сан-Карлуш», где она выступала в операх, но давала и собств. представления. Спектакли «Верди-Гаю» строились гл. обр. на основе нар. и свободного танца (позднее стал использоваться и классич. танец), первыми хореографами были М. Вальдин, В. Морези, швед И. Крамер (1948 — 49). Для труппы писали музыку композиторы Ф. ди Фрейташ, К. ди Вашконселуш, А. Х. Фернанду, Коэлью.

До 40-х гг. 20 в. в Португалии не было традиций классич. танца. Хотя в консерватории (открыта в Лисабоне в 1835) были балетные классы, возможность проф. работы в области балета полностью отсутствовала. В 1943 педагог Нац. лисабонской консерватории М. ди Абреу создала труппу, где выступали её ученики.

В 1956 танцовщик и хореограф Ф. Лима организовал свой коллектив (несколько раз менявший название). В 1961 Абреу и Лима (руководит труппой с 70-х гг.) возглавили «Верди-Гаю». Лима поставил ряд балетов на музыку португ. композиторов — Ж. Силва-Филью, Ж. Брагасантуша; Шостаковича, Дебюсси и др.

Для развития классич. танца много сделала танцовщица и педагог А. Машколу, к-рая имела школу и труппу (1969 — 73). Она принимала участие в создании в 1960 Португальского центра балета с Экспериментальной балетной труппой (1961), где преподавал и ставил балеты Ч. Диксон. Эта труппа слилась с созданным Фондом Гульбенкяна танц. коллективом «Групу Гульбенкян ди Байладу» (1965), к-рая до сер. 70-х гг. была самой значительной. Она выступала в специально построенном для неё здании, здесь работали известные иностр. балетмейстеры У. Гор (1965 — 70) и М. Шпаремблек (1970 — 1972). Репертуар состоял гл. обр. из работ хореографов: Дж. Батлера, Н. Уокера, X. ван Манена. Ряд постановок осуществили португ. хореографы Лима и К. Триншейраш (с 1976 — худ. рук.).

После свержения фашистского режима (1974) многое делается для демократизации искусства, в т. ч. и балетного. В 1974 была организована труппа Народного театра на кооперативных началах. Её спектакли (в т. ч. постановки Лимы) рассчитаны на самые широкие массы зрителей. Они создаются на основе нац. фольклора и демонстрируются во время гастролей по городам и деревням Португалии.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Мексиканский балет Балет и танец
Молдавская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Иранский балет Балет и танец
Тарту Города
Дуэтный танец (дуэт) Балет и танец
Нигерийская музыка Национальные культуры
Белград музыкальный Национальные культуры
Агогика Термины и понятия
Тунисская музыка Национальные культуры

Реклама