Португальский балет

Португальский балет

В средние века в Португалии танцы исполнялись во время церковных процессий, на праздниках шутов (напр., «фолиа»), на придворных пирах и свадьбах. Хореографом придворных представлений в нач. 16 в. был предположительно драматург Ж. Висенте («Двор Юпитера», 1512, и др. спектакли). Иезуиты, появившиеся в Португалии в сер. 16 в., ставили балеты («Королевская трагикомедия об открытии и покорении Индии…», 1619, и др.). В период исп. господства в Португалии (1581 — 1640) местные театр, традиции отступили под влиянием исп. т-ра. В 18 в. усилилось влияние итал. иск-ва, в частности оперного. Балет занимал подчинённое место, тем более, что начиная с 70-х гг. 18 в. в течение ряда десятилетий женщинам не разрешалось участвовать в балетах.

Первый публичный театр в Лисабоне был открыт в 1765, многие балеты шли в т-ре «Салитри» (осн. в 1782), затем в «Сан-Карлуш» (осн. в 1793), ставшем основным. Но здесь выступали гл. обр. иностранные артисты и балетмейстеры, в т. ч. А. Альберти (1752 — 80), Дж. Соломони (в 50-х гг.), Ф. Совтер (1767 — 75), Г. Джоя (в 1793), П. Анджолини (1793 — 96) и др. Балеты продолжали ставиться и в 19 в. Публика предпочитала большие зрелищные постановки, поэтому знаменитые романтич. балеты («Сильфида», показанная в 1838, «Жизель», исполненная в 1843 А. Мейвуд) не имели успеха. Наибольшей популярностью пользовались спектакли А. Сен-Леона, к-рый поставил в Лисабоне в 1854 «Сальтарелло, или Страсть к танцам» на собств. музыку и др. балеты. Во 2-й пол. 19 в. интерес к балету значительно снизился.

В 1917 — 18 в Лисабоне выступала труппа Русский балет Дягилева. Тогда же художник А. Негрейруш организовал любительскую труппу, используя для спектаклей на нац. тему музыку комп. Р. Коэлью и свободный танец. Однако эта попытка осталась единичной. В 1940 по инициативе политич. деятеля и писателя А. Ферру была организована первая профессиональная субсидируемая гос-вом танц. труппа «Верди-Гаю» («Зелёный попугай»). Хореограф и танцовщик Ф. Граса ставил спектакли на основе португ. фольклора. Вокруг труппы объединились художники и композиторы. В 1941 базой труппы стал т-р «Сан-Карлуш», где она выступала в операх, но давала и собств. представления. Спектакли «Верди-Гаю» строились гл. обр. на основе нар. и свободного танца (позднее стал использоваться и классич. танец), первыми хореографами были М. Вальдин, В. Морези, швед И. Крамер (1948 — 49). Для труппы писали музыку композиторы Ф. ди Фрейташ, К. ди Вашконселуш, А. Х. Фернанду, Коэлью.

До 40-х гг. 20 в. в Португалии не было традиций классич. танца. Хотя в консерватории (открыта в Лисабоне в 1835) были балетные классы, возможность проф. работы в области балета полностью отсутствовала. В 1943 педагог Нац. лисабонской консерватории М. ди Абреу создала труппу, где выступали её ученики.

В 1956 танцовщик и хореограф Ф. Лима организовал свой коллектив (несколько раз менявший название). В 1961 Абреу и Лима (руководит труппой с 70-х гг.) возглавили «Верди-Гаю». Лима поставил ряд балетов на музыку португ. композиторов — Ж. Силва-Филью, Ж. Брагасантуша; Шостаковича, Дебюсси и др.

Для развития классич. танца много сделала танцовщица и педагог А. Машколу, к-рая имела школу и труппу (1969 — 73). Она принимала участие в создании в 1960 Португальского центра балета с Экспериментальной балетной труппой (1961), где преподавал и ставил балеты Ч. Диксон. Эта труппа слилась с созданным Фондом Гульбенкяна танц. коллективом «Групу Гульбенкян ди Байладу» (1965), к-рая до сер. 70-х гг. была самой значительной. Она выступала в специально построенном для неё здании, здесь работали известные иностр. балетмейстеры У. Гор (1965 — 70) и М. Шпаремблек (1970 — 1972). Репертуар состоял гл. обр. из работ хореографов: Дж. Батлера, Н. Уокера, X. ван Манена. Ряд постановок осуществили португ. хореографы Лима и К. Триншейраш (с 1976 — худ. рук.).

После свержения фашистского режима (1974) многое делается для демократизации искусства, в т. ч. и балетного. В 1974 была организована труппа Народного театра на кооперативных началах. Её спектакли (в т. ч. постановки Лимы) рассчитаны на самые широкие массы зрителей. Они создаются на основе нац. фольклора и демонстрируются во время гастролей по городам и деревням Португалии.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Португальская музыка

реклама

вам может быть интересно

Стокгольм музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Лютня Музыкальные инструменты
Dies irae, диес ире Церковная музыка
Песенник Опера, вокал, пение
Рапсодия Термины и понятия
Сербская музыка Национальные культуры
Партита Музыкальные жанры и формы
Звукоряд Теория музыки
Фидель Музыкальные инструменты
Трезвучие Теория музыки
Вокальное искусство Опера, вокал, пение

Реклама