
Преториус, Михаэль (Praetorius; настоящая фамилия Шульц, Schulz, Schulte, Schultheiss; 15 II 1571 или 1572, Крёйцбург, близ г. Эйзенах — 15 II 1621, Вольфенбюттель) — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик.
Сын протестантского священника, связанного с кругом ближайших друзей и сподвижников М. Лютера. Учился в латинской школе в г. Цербст, в университете г. Франкфурт-на-Одере. Служил у герцога Брауншвейгского в качестве органиста. В 1594 переселился в резиденцию герцога Вольфенбюттельского, с 1604 стал придворным капельмейстером. Постоянно ездил ко двору кайзера в Прагу, а также в Дрезден, Магдебург и Галле, где встречался и сотрудничал с видными музыкантами своего времени X. Л. Хаслером, Г. Шюцем, С. Шейдтом.
Преториус — автор светской и церковной музыки на немецкие и латинские тексты. В основе его творчества лежит традиция, культивировавшаяся в лютеранских церковных общинах и латинских школах и связанная с полифонической школой Орландо Лассо, с формой мотета, применением cantus firmus. Преториус ввёл в немецкую церковную музыку хоровой концерт, следуя в своих многоголосных вокально-инструментальных сочинениях также традициям венецианской школы. Одним из первых в немецкой музыке Преториус применил генерал-бас.
Его собрание песнопений (в различных формах на немецкие тексты) и пьес для органа — «Сионские Музы» («Musae Sioniae», т. 1–9, 1605–10) охватывает 1244 сочинений. Составил из своих произведений ещё несколько подобных собраний. Сборник «Musarum Sioniarum Motectae et Psalmi latini I» (1607) включает 36 многоголосных мотетов, мессу и магнификат; сборник «Терпсихора» (1612) содержит инструментальные обработки 312 мелодий французских танцев. Среди его органных сочинений — фантазии на темы псалмов Лютера, в т. ч. известная «Ein feste Burg ist unser Gott».
Большое значение имеет его научный труд «Syntagma musicum» (т. 1–3, 1615–19; переиздано В. Гурлиттом, 1958–59; русский перевод фрагмента в сборнике: «Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.», М., 1971), содержащий описание и классификацию музыкальных инструментов, характеристику современных Преториусу основных вокальных и инструментальных форм, определение и толкование музыкальных терминов (в основном перевод с итальянского языка на немецкий язык словаря И. Тинкториса, 1474), сведения о мензуральной нотации, свод правил музыкальной композиции, указания к пользованию техникой генерал-баса и к инструментовке вокально-инструментальных произведений.
Вопреки сложившейся практике применения в научных трактатах латинского языка, начиная с т. 2 Преториус писал этот труд на немецком языке.
Издания: Gesaratausgabe der musikalischen Werke von M. Praetorius, hrsg. v. Fr. Blume in Verbindung mit A. Mendelssohn und W. Gurlitt, Bd 1–21, Wolfenbuttel-B., 1928–60; Samtliche Orgelwerke, hrsg. v. K. Matthaei, Wolfenbuttel-B., 1930.
Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Lpz., 1912; Gurlitt W., M. Praetorius (Creuzburgensis), sein Leben und seine Werke, Lpz., 1915; Blume Fr., M. Praetorius Creuzburgensis, Wolfenbuttel-B., 1929; его же. Das Werk des M. Praetorius, «ZfMw», 1935, Bd 17.
О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.