итал. primadonna, букв. — первая дама
Певица, исполняющая первые (главные) партии в опере или оперетте (в Италии такое же значение имеет для певцов термин primo huomo, букв. - первый мужчина). Термин "П." появился в кон. 17 в., в эпоху венецианской и особенно неаполитанской оперных школ, когда опера-сериа превратилась в "концерт в костюмах", в "состязание" артистов. Исполнительницы-виртуозы диктовали условия композиторам, требуя разл. сольных эпизодов - эффектных арий, изобилующих разл. украшениями, сложными пассажами, блестящими каденциями. В сер. 18 в. передовые деятели иск-ва стали подвергать критике ограниченность и невежество мн. П., заботившихся лишь о показе технич. возможностей голоса и не придававших значения художеств. правде, естественности сценич. поведения воплощаемых ими персонажей. Однако мн. П. были выдающимися представителями стиля бельканто, в т.ч. Ф. Куццони, В. Тези-Трамонтини, Л. Агьяри, А. де Амичис, в 19 в. - Дж. Паста, А. Патти и др.
Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962.
Л. Б. Римский