Примадонна

Категории словаря

Примадонна (итал. primadonna, букв. — первая дама) — певица, исполняющая первые (главные) партии в опере или оперетте (в Италии такое же значение имеет для певцов термин primo huomo, букв. — первый мужчина). Термин «примадонна» появился в кон. 17 в., в эпоху венецианской и особенно неаполитанской оперных школ, когда опера-сериа превратилась в «концерт в костюмах», в «состязание» артистов. Исполнительницы-виртуозы диктовали условия композиторам, требуя разл. сольных эпизодов — эффектных арий, изобилующих разл. украшениями, сложными пассажами, блестящими каденциями. В сер. 18 в. передовые деятели иск-ва стали подвергать критике ограниченность и невежество мн. П., заботившихся лишь о показе технич. возможностей голоса и не придававших значения художеств. правде, естественности сценич. поведения воплощаемых ими персонажей. Однако мн. П. были выдающимися представителями стиля бельканто, в т. ч. Ф. Куццони, В. Тези-Трамонтини, Л. Агьяри, А. де Амичис, в 19 в. — Дж. Паста, А. Патти и др.

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Edwаrds H. S., The Prima Donna, v. 1–2, L., 1888; Weissmann A., Die Primadonna, В., 1920; Honolka К., Die grossen Primadonnen, von der Bordoni bis zur Callas, Stuttg., (1960); Natan A., Primadonna, Basel, (1962).

Л. Б. Римский

реклама

вам может быть интересно

Коломыйка Национальные культуры
Тальянка Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Диафония Теория музыки
Обиходный звукоряд Церковная музыка
Квартоль Теория музыки
Ситар Национальные культуры
Переменный лад Теория музыки
Галоп Музыкальные жанры и формы
Музыковедение Термины и понятия
Канон Теория музыки
Мажоро-минор Теория музыки

Реклама