Xуго Риман

Дата рождения
18.07.1849
Дата смерти
10.07.1919
Профессия
Страна
Германия
Xуго Риман

Риман, Карл Вильгельм Юлиус Xуго (нем. Karl Wilhelm Julius Hugo Riemann; 18 VII 1849, Гросмельра, близ г. Зондерсхаузен — 10 VII 1919, Лейпциг) — немецкий музыковед.

Род в семье композитора-любителя. Занимался музыкой под руководством Г. P. Франкенбергера, А. Бартеля, Т. Ратценбергера и др. Изучал право, историю и философию в университетах Берлина и Тюбингена (1868–70). В 1871 поступил в Лейпцигскую консерваторию, где учился по классам фортепиано и композиции у К. Г. Рейнеке, гармонии — у С. Ядассона. В 1873 в Геттингене защитил диссертацию «Uber das musikalische Horen» (издана под названием «Musikalische Logik…», Lpz., 1874).

До 1878 был дирижером и педагогом в Билефельде, затем приват-доцентом в Лейпцигском университете; преподавал в Бромберге (1880), в Гамбургской консерватории (1881–90, класс фортепиано и теоретические предметы), в консерватории Висбадена (1890–95). В 1895 вернулся в Лейпциг. Работал в университете (с 1901 профессор), с 1905 — в новом Институте музыкознания (Collegium musicum, с 1911 профессор). С 1914 директор государственного исследовательского Института музыкальной науки. Почетный член академии «Санта-Чечилия» в Риме (1887), Королевской академии во Флоренции (1894).

Деятельность Римана необычайно широка по масштабам и тематике. Как историк и теоретик он охватил все области музыковедения, проявив стремление к универсальной систематизации. Теоретические воззрения Римана сложились преимущественно на основе утверждения закономерностей классического искусства (прежде всего венских классиков). В центре интересов Римана — проблемы структуры музыкального произведения, поставленные в связь с другими сторонами музыкального искусства.

В области гармонии как теоретической дисциплины Риман являлся основоположником т. н. функционального направления. Он высоко ценил гармонические концепции Ж. Ф. Рамо, использовал в исследованиях данные акустики и музыкальной психологии. В сфере полифонии Риман пересмотрел антиисторические положения традиционной школы И. Фукса и пытался подчинить учение о полифонии закономерностям гармонического мышления.

Рассматривая проблемы метра и ритма, Риман выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов музыкальной формы (как мелких, так и крупных). Основными формообразующими элементами музыки он считал гармонию и ритм, а основными носителями выразительности — мелодию, динамику и агогику. Риман разработал методологию музыкального анализа, основанную на понимании произведения как стройной организации структурных элементов, начиная от мотива и вплоть до формы целой части, даже цикла частей.

Уязвимым в методе анализа Римана было то, что он исходил из стиля одной только венской классической школы; помимо того, он недооценивал значения хореических образований, что приводило его к различного рода натяжкам. Это проявилось в многочисленных работах Римана, посвященных анализу музыкальных произведений (например, фуг И. С. Баха или фортепианных сонат Л. Бетховена).

Специальные работы Риман посвятил вопросам музыкального инструментария, оркестра, партитуры, а также исполнительства (особенно на фортепиано), истории нотописания, музыкальной теории, музыкальной эстетики, в которой он брал за основу значительность содержания, идеи произведения и совершенство воплощающей его формы.

Теоретическое мышление Римана совмещало в себе догматические черты (систематизация правил, рекомендации), глубоко научный поиск и смелые творческие идеи, приведшие к ряду открытий. В области музыковедения труды Риман основаны большей частью на новых фактах, особенно в истории музыкальной теории, нотописания и музыкального стиля 17–18 вв. Ряд проблем Риман раскрыл по-новому, в частности проблему формирования венской классической школы, исследовав творчество композиторов мангеймской школы, и опубликовав множество их симфонических произв.

Историю музыки Риман представлял преимущественно как историю жанров, форм, способов изложения, музыкальных стилей. Основополагающий труд Римана в этой области — «Руководство по истории музыки» («Handbuch der Musikgeschichte», Bd 1–2, 1904–13). Разработал ряд принципов периодизации, но в их применении бывал непоследовательным и смешивал разные критерии. Специальную работу Риман посвятил истории музыкально-теоретической мысли.

Многие его труды используются как пособия (особенно «Катехизисы»); целая группа их может быть отнесена к категории справочников, среди которых мировую известность приобрел «Музыкальный словарь» («Musiklexikon», В., 1882), на базе которого вышло в свет 12 изданий (переиздавался, уточнялся и дополнялся с участием видных музыковедов (12. Aufl., Bd 1–5, 1959–75, hrsg, von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht, C. Dahlhaus). Ряд изданий словаря Римана переведён на разные языки (русский перевод, редакция и дополнения Ю. Энгеля, 1901). Автор музыкальных произведений.

Сочинения:

Die objektive Existenz der Untertцne in der Schallwelle, В., 1875; Musikalische Syntaxis, Lpz., 1877, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд., Hildesheim, 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Neue Schule der Melodik, Hamb., 1883; Elementar-Musiklehre, Hamb., 1883; Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre, Hamb., 1887 (рус. пер. — Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах, М.-Лейпциг, 1898); Opern-Handbuch, (TI 1–3), Lpz., 1887–1893; Wie horen wir Musik? Drei Vortrage, Lpz., 1888, 1923; Katechismus des Klavierspiels, Lpz., 1888 (рус. пер. — Катехизис фортепианной игры, M., 1892, 4929), Lehrbuch des einfachen, doppelten und imitierenden Kontrapunkts, Lpz., 1888,4–6 1921, Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1–2, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. — Катехизис истории музыки, ч. 1–2, М., 1895–96), Katechismus der Musikinstrumente, Lpz., 1888, 4908, Katechismus der Orgel, Lpz., 1888, 1901; Allgemeine Musiklehre (Katechismus der Musik), Lpz., 1888, 1908; Anleitung zum Generalbass-Spielen, Lpz., 1889, 1922, Katechismus der Akustik, Lpz., 1891 (рус. пер. — Акустика с точки зрения музыкальной науки, М., 1898); Vereinfachte Harmonielehre, L.-N. Y., 1893 (рус. пер. — Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, то же, 1901), Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961, Die Elemente der musikalischen Asthetik, B.-Stuttg., (1900); Geschichte der Musik seit Beethoven (1800–1900), В.-Stuttg., 1901; Grosse Kompositionslehre, Bd 1–3, B.-Stuttg., 1902–13, Anleitung zum Partiturspiel, Lpz., 1902, 1924; Katechismus der Orchestrierung, Lpz., 1902, 1921; System der musikalischen Rhythmik und Metrick, Lpz., 1903, переизд., Niederwalluf-Wiesbaden, 1971; Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1–2, Lpz., 1904–13, 4919–22, переизд., N. Y., 1972, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905; Normal-Klavierschule fur Anfдnger, Lpz., 1906; Kleines Handbuch der Musikgeschichte, Lpz. 1908, 1952; Grundriss der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928; Die byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert, Lpz., 1909; Asthetische und formal-technische Analyse mit historischen Notizen, Tl 1–3, В., 1918–19 и др.

Литература: Рыжкин И., Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934; История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX в. — начало XX в., кн. 1–2, M., 1969; Riemann-Festschrlft. Gesammelte Studien. Hugo Riemann zum sechzigsten Geburtstage uberreicht von Freunden und Schulern, (hrsg. von С. Mennicke), Lpz., 1909 (с перечнем работ); Сrabner H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und ihre Bedeutung fur die praktische Analyse, Munch 1923; Gurlitt W., Aus den Briefen M. Regers an H. Riemann, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters, XVIII, 1936; его же, Hugo Riemann, Mainz, 1951; Denecke H. L., Die Kompositionlehre Hugo Riemanns, Kiel, 1937 (Diss.); Wolff H. С., Hugo Riemann der Begrunder der systematischen Musikbetrachtung, в кн.: Festschrift M. Schneider, Lpz., 1955; Federhofer H., Die Funktionstheorie H. Riemanns und die Schichtenlehre H. Schenkers, в кн.: Bericht uber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Wien, 1956, Graz-Koln, 1958; Reinecke H. R., H. Riemanns Beobachtungen von «Divisionstonen» und die neueren Anschauungen zur Tonhohenwahrnehmung, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel (u. a.), 1962; Sievers G., Die Grundlagen H. Riemanns bei M. Reger, Wiesbaden, 1967; Dahlhaus С., Untersuchungen uber die Entstehung der harmonischen Tonahtat, Kassel (u. a.), 1968; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit H. Riemann, Dusseldorf, 1970, Mickelsen W. C., H. Riemann’s histoiry of harmonic theory…, Bd 1–2, Bloomington, 1971 (Diss.), Оrf W., Die unveroffentliche Riemann-Festschrift 1919, «Beitrage zur Musikwissenschaft», 1973, Jahrg. 15, H. 4.

Т. Н. Соловьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама